Цветы домашнее задание для детей. Тематическое занятие "цветы". Дидактическая игра «Труд в цветнике»

Цели занятия:
  1. Уточнить и расширить представления детей о цветах, строении цветка, местах его произрастания.
  2. Продолжать учить детей самостоятельно образовывать относительные прилагательные (цветы садовые, луговые, лесные, полевые, комнатные).
  3. Развитие грамматического строя речи через умение правильно согласовывать местоимения МОЙ , МОЯ с существительными.
  4. Активизация и обогащение лексической стороны речи.

Существительные: названия цветов: гвоздика, ландыш, тюльпан, колокольчик, ромашка, роза, одуванчик, подснежник; части цветка: корень, стебель, листья, бутон, лепестки, сердцевинка, семена.

Признаки: садовые, луговые, полевые, лесные, комнатные.

Действия: ухаживать, садить, вскапывать, поливать.

  1. Развитие зрительного восприятия через игру «Волшебная труба».
  2. Развитие координации слова с движением, работа над темпом и ритмом речи, развитие творческого воображения.
  3. Автоматизация поставленных звуков через рассказывание стихотворений.
  4. Развитие умения у детей самостоятельно задавать вопросы по образцу логопеда.
  5. Развитие фонематического анализа и синтеза через полный звуковой анализ слова РОЗА. (Работа с цветными магнитами)

Оборудование: картинка с изображением вазы с букетом; картинка с изображением строения цветка; волшебная труба; картинки с изображением цветов: гвоздика, ландыш, тюльпан, колокольчик, ромашка, роза, одуванчик, подснежник; листы с контурным изображением цветов наложенные друг на друга по количеству детей; волшебный сундучок; искусственный цветок-роза; цветные магниты для звукового анализа слова; картинки с изображением цветов по количеству детей, иллюстрации с изображением леса, луга, сада, теплицы.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

2. Вступительная беседа: (Чтение логопедом стихотворения С.А Васильевой «Ваза с букетом»)

Назовите одним словом растения, о которых говорится в стихотворении? (Это цветы.)

(Вывешиваю иллюстрацию на доску)

Какие цветы вы знаете? Назовите. (Ответы детей)

К какой природе мы относим цветы? К живой или неживой?

Почему? Объясните. (Ответы детей)

Скажите, а где мы можем увидеть цветы? (В лесу, на лугу, в поле, в магазине, в комнате, на подоконнике и т.д)

Если цветы растут в лесу, то они какие? (Лесные)

Если цветы растут на лугу, то они какие? (Луговые)

Если цветы растут в поле, то они какие? (Полевые)

Если цветы растут в саду, то они какие? (Садовые)

Если цветы растут в комнате, то они какие? (Комнатные)

ОЦЕНКА.

3. Сообщение темы и целей занятия:

Кто-нибудь из вас догадался, о чём мы с вами будем сейчас говорить? (Мы будем говорить о цветах)

— Сегодня на нашем занятии мы будем рассказывать о цветах, и узнаем о них очень много интересного.

4. Игра «Я смотрю в волшебную трубу».

— Ребята, вчера вечером в мою дверь кто-то постучался. Когда я открыла дверь, то увидела волшебника. В руках он держал вот эту волшебную трубу. И вот сегодня эта волшебная труба поможет нам узнать о цветах много нового и интересного.

— Вы знаете как устроен цветок?

— Сейчас мы узнаем это, глядя в волшебную трубу.

— Я беру трубу, смотрю в неё вот на эту картинку и вижу только корень цветка.

— А ты, Саша? (ребёнок берёт трубу, наводит на картинку и называет части цветка). Аналогичная работа с другими детьми.

5. Физ. минутка.

Цель: координация слова с движением, работа над темпом и ритмом речи, развитие творческого воображения.

«НА ЛУЖАЙКЕ ПО УТРУ»

На лужайке по утру

Мы затеяли игру

Я – подснежник, ты вьюнок.

Становитесь в наш венок. (Дети встают в круг, берутся за руки)

Раз, два, три, четыре, (Делают четыре шага назад, расширяют круг)

Раздвигайте круг по шире.

А теперь мы ручейки, (Бегут по кругу)

Побежим в перегонки.

Прямо к озеру спешим, (Раздвигают круг)

Станет озеро большим.

Становитесь в круг опять, (Смыкают круг)

Будем в солнышко играть. (Бегут по кругу)

Мы — весёлые лучи, (Тянутся на носочках, руки вверх)

Мы – резвы и горячи. (Прыгают на носочках, руки на поясе)

6. Рассказывание стихотворений детьми:

ГВОЗДИКА

Длинный зелёный стебель,

Гвоздики махровый цветок,

Вот почему у мамы

Тёплый в глазах огонёк.

Жёлтых и белых - разных

Много таких цветов.

Мы с папой выбрали красный -

Он означает «любовь».

(В.И.Мирясова)

ЛАНДЫШ

Белые жемчужины прилепились в ряд

К стебелёчку тонкому - дарят аромат.

В мае распускаются и цветут в лесу.

Даже книга Красная бережёт красу.

И лисичка рыжая рядышком пройдёт,

Белый и душистый цветик не сомнёт.

(В.И.Мирясова)

ТЮЛЬПАН

Тюльпан стремится к небу горделивый,

Жёлтый или красный - он любой красивый.

На маленький овал похож его бутон,

В луковке зимою сохранился он.

На утренней заре раскроется чуть-чуть -

Хочется ему на солнышко взглянуть,

А на закате снова ляжет спать -

И не нужна ему для этого кровать.

(В.И.Мирясова)

КОЛОКОЛЬЧИК

Он расцвёл в тиши лесной,

Граммофончик голубой.

А звенит он или нет -

Только лес нам даст ответ.

(В.И.Мирясова)

РОМАШКА

В виде жёлтеньких кружков,

У ромашек серединки

Обрамляют сердцевинки

Много белых лепестков.

Выросли ромашки в поле,

Всех цветов не унести.

Красота вокруг, раздолье,

Сяду я венок плести.

Я желанье загадаю,

Отрывая лепесток,

Повезёт ли мне, узнаю -

Даст ответ мне мой цветок.

(С. А. Васильева)

В саду благоухаю,

Роняю лепестки,

Я красотой сияю,

Но остры коготки.

Дала я имя цвету.

За тёплый солнца свет

Я благодарна лету.

Цветка нарядней нет!

(В.И.Мирясова)

ОДУВАНЧИК

Жёлтая головушка,

Розовая ножка.

Одуванчик-солнышко

Подержу в ладошке.

Появилось солнышко

В мае на лугу,

На него любуюсь,

Очень берегу.

Жаль, недолго солнышко

Будет золотым,

Побелеет солнышко -

И расстанусь с ним.

(В.И.Мирясова)

ПОДСНЕЖНИК

Там, где сосны не проснулись,

Где в сугробах спит валежник,

Нынче утром народился

Голубой цветок – подснежник.

…Он разгрёб песок холодный

Корешком своим, как лапой.

Он меня считает папой,

А тебя считает мамой.

(Картинки с цветами выставляются на доску)

— Назовите цветы, про которые можно сказать МОЯ.

Назовите цветы, про которые можно сказать МОЙ.

7. Игра «Найди и назови цветок».

Ребята, внимательно посмотрите на листочки, которые лежат у вас на столах.

Какие цветы вы видите? Назовите. (У каждого ребёнка имеется лист с контурным изображением цветов, наложенных друг на друга. Дети рассматривают изображения и называют цветы.)

8. Игра «Волшебный сундучок».

Ребята, ещё добрый волшебник подарил вам вот такой волшебный сундучок.

А знаете, что в нём? Волшебник сказал, что в сундуке красивый цветок.

Ребята, цветок что-то мне шепчет. Он хочет узнать, а знаете ли вы, что должны делать люди, чтобы цветы выросли? (Вскапать землю, сделать клумбу, посадить семена, ухаживать: поливать и полоть клумбу).

А теперь, давайте отгадаем, какой цветок отправил нам волшебник?

Я сейчас задам вопрос, а вы внимательно послушайте.

Цветок, цветок, ты растёшь в лесу? Ты лесной цветок? (Имитация отрицания).

А теперь вы спросите.

Как вы спросите? Где ещё растут цветы? (-Цветок, ты растёшь на лугу? Ты луговой цветок?) (Отрицание)

Если цветок растёт на поляне? Как мы спросим? (-Цветок, ты растёшь на поляне, ты полевой цветок?)

Если цветок растёт в комнате, то как спросите? (-Цветок, ты растёшь в комнате? Ты комнатный цветок?) (Отрицание).

Если цветок растёт в саду? Как спросите? —(Цветок, ты растёшь в саду? Ты садовый цветок?) (Имитация соглашения).

Ребята, а какой цветок растёт в саду? (Обращаю внимание на картинки). (РОЗА)

А теперь, посмотрите на картинку и скажите, РОЗА, какая она?

(красная, с шипами, гордая, грациозная, ароматная, красивая и т.д.)

9. Звуковой анализ слова РОЗА:

А сейчас, ребята, мы с вами запишем слово РОЗА.

Только писать я будем не буквами, а чем? (Обращаю внимание детей на цветовые магниты).

Назовите первый звук в слове РОЗА? (Р)

Какой магнит я должна взять? (Синий). -Почему? Докажи.

(Потому что звук Р- согласный, твёрдый ).

Аналогичная работа с другими звуками. На доске под картинкой получается следующая схема:

— Скажите, а сколько в слове РОЗА слогов? (Два)

Почему так решили? (Правило: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов ).

10. ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

У каждого ребёнка картинка с изображением какого-то цветка.

— Ребята, сейчас каждый будет называть цветок, и определять место, где растёт этот цветок и помещать его на картинку.

Образец логопеда: — У меня гвоздика. Гвоздика растёт в лесу, значит это лесной цветок. Помещаю картинку на иллюстрацию с изображением леса. Аналогичную работу проводят дети.

учитель-логопед МБДО

учреждение детский сад «Сказка» г. Иркутска.

Больше интересной и познавательной информации

Новая лексика

Существительные:

названия полевых цветов (фиалка, колокольчик, мак, ромашка, лютик, кашка, клевер, незабудка, василёк), луг,

поле, поляна, аромат, стебель, лист, бутон, венок, букет.

Прилагательные:

ароматный, красивый, нежный, душистый, свежий, алый, лиловый, белоснежный, голубой, розовый, редкий, хрупкий.

Глаголы:

рвать, срезать, собирать, нюхать, плести, уничтожать, оберегать, охранять, опылять.

Игра «Подскажи словечко»

Цели: развивать слуховое внимание, чувство рифмы.

ХОД игры.

Воспитатель читает стихотворение, дети внимательно слушают и договаривают последнее слово.

Мы несли грибы в корзине

И еще цветочек синий.

Этот синенький цветок

Назывался... (василёк).

Поле, словно в желтых волнах.

Здесь растет цветок... (подсолнух).

Поворачивает ловко

Он за солнышком головку.

Мы сплетем веночки летом

Для Оксаны, Маши, Светы,

Для Аленки, двух Наташек.

Все веночки из... (ромашек).

Вот полянка, вся в цветочках,

Словно в светло-синих точках.

Соберу здесь для Анютки

Голубые... (незабудки).

Игра «Три цветка»

Цели: развивать зрительно-пространственные представления, формировать грамматический строй речи (образование

относительных прилагательных, согласование существительных с предлогом).

ХОД игры. Воспитатель раскладывает перед детьми картинки с изображением трёх разных полевых цветков. Ребёнок должен

их назвать и сказать, как они лежат.

Например:

Колокольчик лежит между ромашкой и одуванчиком.

Или:

Василёк - справа от колокольчика и слева от незабудки и т. д.

За правильный ответ ребёнок получает фишку. В конце игры подсчитываетея, кто набрал фишек больше.

Игра «Цветочная полянка»

Цели: развивать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных).

Ход игры. Воспитатель предлагает детям представить, что они очутились на цветочной полянке.

Например:

Полянка, на которой растут ромашки (какая?) ромашковая.

Полянка, на которой растут васильки (какая?) ...

Полянка, на которой растут колокольчики (какая?) ...

Полянка, на которой растут одуванчики (какая?) ...

Игра «Букет»

Цели: развивать грамматический строй речи (согласование существительного с числительным), активизировать словарный

запас по теме, развивать связную речь.

Ход игры. Воспитатель читает текст, показывая в ходе рассказа картинку с изображением соответствующего цветка,

дети дополняют рассказ. Затем воспитатель читает дополненный текст второй раз, а дети пересказывают.

Как-то летом Дашенька пошла гулять с подружками. Девочки набрели на полянку, полную самых разных цветов. Чего здесь

только не было: и ромашки, и незабудки, и васильки... . Девочки плели из цветов венки, а Даша решила собрать букет для

бабушки. Букет получился красивым и пышным. В нём были: три... (василька), пять... (ромашек), четыре... (незабудки), два...

(мака) и семь... (колокольчиков).

С. Чешева, И. Михеева

Игра «Поймай и раздели»

Цели: совершенствовать навык слогового анализа слов, закреплять в словаре детей слова - названия полевых цветов.

Ход игры. Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч одному из детей, произнося название полевого цветка. Ребёнок

ловит мяч и, бросая его воспитателю, произносит это же слово по слогам и называет количество слогов в нём.

Например:

Ко-ло-коль-чик-четыре; о-ду-ван-чик-четыре, ро-маш-ка -

три; ва-си-лёк - три...

Стихи для чтения и заучивания наизусть

РОМАШКА

На ромашку, как на балерину,

Издали любуется лесок.

У неё на лепестки накинут

Паутинки лёгкий волосок.

Ветер листья гонит по дорожке,

Вянут травы -

Осень настаёт.

Лишь ромашка на упругой ножке

Кружится, танцует и - Цветёт!

Т. Велозёров

ФИАЛКА

На солнечной опушке

Фиалка расцвела -

Лиловенькие ушки

Тихонько подняла.

В траве она хоронится,

Не любит лезть вперед,

Но всякий ей поклонится

И бережно возьмет.

Е. Серова

ВАСИЛЁК

Как чиста в колхозе рожь -

Василек едва найдешь.

Всем бы ты, цветок, хорош,

Но зачем ты портишь рожь?

Приходи-ка лучше в сад,

Вот обрадуешь ребят!

Е. Серова

Текст для пересказа

ЛЮБИТЕЛЬ ЦВЕТОВ

Весной все рады цветам. За долгую зиму стосковались глаза по яркому и цветному.

Ребята в лесу собирают цветы.

Спешат на первые цветы бабочки, пчёлы и мухи.

И рябчик туда же: ива цветёт - он на иве, черника и голубика - он к ним. Зацветут незабудки - не забудет и

незабудки.

Ребята складывают из цветов букеты; букеты нежны, красивы, пахучи.

Бабочки и пчёлы угощаются на цветах. Цветы для них - расписные скатерти-самобранки. Садись и веселись: и мёд, и

нектар, и сок.

А рябчик цветы ест! Оказывается, они ещё и вкусны! И очень любит незабудки. Наверное, у них особый, незабываемый вкус.

Все любят цветы. Только каждый по-своему.

Н. Сладкое

Вопросы:

Почему весной все рады цветам?

Что делают ребята в лесу?

Кто спешит на первые цветы?

Что делают ребята из цветов?

Чем пчёлы и бабочки угощаются на цветах?

Какие цветы любит рябчик?


3.Рассказать ребенку, что не все цветы мож­но рвать. Некоторые цветы (подснежник, ландыш, медуница) занесены в Красную Книгу. Они нуждаются в охране.

4.Упражнение «Букет для мамы».Ваня и Таня, гуляя по лугу, со­брали красивый букет для мамы. Раскрась букет и расскажи, из каких цветов дети его составили.




ТЕМА «ВЕСНА. ПРИМЕТЫ ВЕСНЫ.»

1. Внимательно рассмотри картинку. Какое это время года? Назови признаки весны. Каких птиц ты узнал? Как их можно назвать одним словом. Почему? Раскрась картинку.

2. Внимательно рассмотри рисунки. Что перепутал художник?

3. Назови цветы. Какой цветок лишний? Почему? Раскрась все цветы, кроме лишнего.

4. Назови этих птиц.

Какая картинка липшая? Объясни, почему.

Раскрась всех птиц, кроме лишней.

5. Назови одежду.

Какая картинка лишняя? Объясни, почему.

Раскрась все картинки, кроме лишней.

6. Весной Саша пускал кораблики по ручью.

Догадайся, куда надо поместить еще один кораблик. Покажи стрелкой.

Расположи клеточки-схемы в том же порядке, в каком плывут кораблики.

7.Игра «Подбери признак». Ответь на вопросы:

Подснежник какой? - Белый.

Мать-и-мачеха какая?

Мимоза какая? Незабудки какие?

8.Прослушай рассказ и перескажи его по вопросам.

Наступает теплая весна. Ярче светит солнышко. Начали таять снег и сосульки. На де­ревьях набухают почки. Скоро из теплых стран прилетят птицы. Они будут вить гнезда.

Какое время года наступает?

Как светит солнышко?

Кто скоро прилетит из теплых стран?

Что будут делать птицы?


Животные холодных стран.






В преддверии женского праздника хочу поздравить всех мам, бабушек, а также наших маленьких принцесс с международным женским днем. я предлагала провести накануне Дня Матери, а сегодня я предлагаю организовать для наших деток тематическое занятие, посвященное самому традиционному подарку женщинам на 8 марта, — цветам.

1. Лингвистический тип интеллекта

1) Пальчиковая игра «Цветок».

Кисти рук превратились в цветок. Лепестки закрыты, плотно сомкнуты.

Утром рано он закрыт (кисти рук находятся в исходном положении).
Но к полудню ближе (ладони отходят друг от друга, подушечки больших пальцев прижаты к концам указательных, кисти рук напоминают полураскрытый бутон).
Раскрывает лепестки, красоту их вижу (кисти рук у запястья соединены, а пальцы плавно расходятся в разные стороны, напоминая раскрывшийся цветок).
К вечеру цветок опять закрывает венчик (пальцы сомкнуть - нераскрывшийся цветок).
И теперь он будет спать (кисти рук в исходном положении).
До утра, как птенчик (кисти рук положить под щеку - имитация сна).

2) Упражнение на развитие мелкой моторики «Цветок из прищепок».

Малыш до 2 лет может снимать лепестки под известное стихотворение — гадание про ромашку. Детки постарше могут сами создавать такой цветок, прикрепляя прищепки — лепестки.

3) Упражнение на развитие координации пальцев «Пристегни лепесток»
Для этой игры вам нужно сделать цветочек из разноцветной плотной ткани, например, фетра.

2. Логико-математический тип интеллекта

1) Игра на цвета. Подбери для каждой ромашки свое поле по цвету.

2) Игра на ориентацию в пространстве.

3. Музыкальный тип интеллекта

1) Выполняем движения по тексту песенки Железновых «Цветок».

2) Играем в музыкальную игру «Лютики, ромашки».

3) Слушаем и смотрим П.И. Чайковского «Вальс Цветов» из балета «Щелкунчик».

4. Естествоведческий тип интеллекта.

2) Смотрим презентацию по ботанике для малышей «Цветы».

3) Смотрим видео «Как распускаются цветы».

5. Творческий тип интеллекта.

1) Лепим цветы из пластилина

2) Делаем аппликацию «Цветок»



6. Телесно-кинетический тип интеллекта

Делаем веселую зарядку с цветами

7. Внутриличностный тип интеллекта

Поговорим о красоте человеческой души.

1) Читаем ребенку сказку «Цветок кактуса», задаем вопросы по сказке.

8. Коммуникативный тип интеллекта

Смотрим обучающий мультфильм «Уроки хороших манер. Как дарить цветы»

Занимаемся по теме: "Садовые и полевые цветы"

Дети должны знать:

· название садовых и полевых цветов, уметь их классифицировать (полевые - василёк, одуванчик, ландыш и т.д.; садовые – роза, тюльпан и т.д.);

· из каких частей состоят цветы?

· как ухаживают за садовыми цветами?

· чем отличаются полевые цветы от садовых?

· лекарственные свойства некоторых цветов.

Лексика

Словарь ребёнка должен включать:

Существительные: первоцвет, подснежник, одуванчик, мать-и-мачеха, нарцисс, тюльпан, колокольчик, василёк, ландыш, роза, пион, лилия, гвоздика, календула, астра, ромашка, лютик, незабудка, фиалка, бутон, лепесток, стебель, листья, шипы, природа, охрана и т.д.

Прилагательные: красивый, нежный, душистый, алый, лиловый, белоснежный, золотистый, розовый, голубой, редкий, хрупкий, пушистый, гладкий, вьющийся, комнатный, луговой, садовый, лекарственные, резной, ароматный, ярко-желтый, полевой, светолюбивые, теплолюбивые.

Глаголы: растут, цветут, выращивают, высаживают, садят, поливают, ухаживают, рыхлят, пересаживают, полют, сеют, пахнут, срезают, любоваться, рвать, вянут, собирают, уничтожать, нюхать, рисовать, расцветать, распускаться и т.д.

Грамматический строй речи

1. Игровое упражнение «Посчитай» (согласование числительных с существительными с числами 1,2,5).

Один красивый цветок, два красивых цветка, пять красивых цветков
Одна лесная фиалка, две лесных фиалки, пять лесных фиалок

(розовый пион, колючая роза, белая ромашка, душистый ландыш, цветущая астра, голубой колокольчик, нежный лепесток)

2. Игра «Какой? Какая? Какие?» (согласование существительных с

прилагательными)

Подснежник (какой?) – первый, белый, нежный…
Фиалка (какая?)– маленькая, фиолетовая, душистая, лесная…
Листья (какие?) - зелёные, нежные, овальные, резные….

(ромашка, одуванчики, пион, клумба, лилии, василёк)

3. Игровое упражнение «Цветочная полянка» (образование относительных прилагательных)
Полянка, на которой растут ромашки (какая?) – ромашковая.

Полянка, на которой растут васильки (какая?) – васильковая.

Полянка, на которой растут цветы (какая?) – цветочная.

Полянка, на которой растут одуванчики (какая?) – одуванчиковая.

4. Игровое упражнение «Подбирай, называй, запоминай» (подбор глаголов к существительным)

На клумбах цветы (что делают?) – растут, цветут, вянут, распускаются….

Из садовой лейки цветы (что делают?) - ……

Удобрениями садовые цветы (что делают?) – ……..

Выращенные цветы ножом (что делают?) -…….

В букеты цветы (что делают?) …..

Цветами люди (что делают?) - …….

Связная речь

1. Упражнение «Расскажи-ка»: Составить рассказ о цветах по предложенному наглядному плану.

Развитие внимания, памяти, мышления

Упражнение «Помоги Незнайке» (упражнять детей в использование в речи предлогов)

· Пёстрая бабочка кружится …. желтым одуванчиком.

· Трудолюбивые пчелы собирают нектар … цветов.

· Букет цветов стоит …. красивой вазе.

· …. листом одуванчика спрятался муравей.

· Бабочка подлетела … колокольчику, потом села … клевер, собрала пыльцу …. ромашки.

· Аромат ландышей привлекает … себе насекомых.

· Весной … снега появляются первые цветы.