Грудничок плачет во время мочеиспускания. Почему ребенок перед тем, как пописать: причины боли при мочеиспускании у девочек и мальчиков. Методы лечения и профилактики

Малышу первых дней жизни свойственно капризничать и плакать. Таким образом он выражает родителям свое беспокойство. Но часто такое явление вызывает тревогу и родители не знают, как успокоить новорожденного ребенка. На первый взгляд это сделать просто, ведь достаточно узнать причину капризов и попытаться ее устранить. Младенцы плачут в основном из-за голода, кишечных колик, боли и нехватки внимания. Для каждого раздражающего фактора есть свои способы успокоения, о которых и поговорим в этой статье.

Как успокоить новорожденного ребенка, когда он плачет? Советы Е. Комаровского

Для начала попытайтесь угадать причину капризов ребенка. Спустя месяц родители самостоятельно начинают понимать, чего именно хочет младенец, так как характер ребенка более-менее изучен. Давайте поинтересуемся, что рекомендует известный педиатр Евгений Комаровский для каждого отдельного случая.

Внимание! Существует и иные причины, беспокоящие младенца. Чаще всего это чувства боли и дискомфорта, если ребенок при этом истерически плачет и попытки успокоить не эффективны -обратитесь к педиатру.

Истерика у грудничка: основные причины

Часто причиной истерического плача новорожденного ребенка является банальное беспокойство, когда рядом нет мамы. Если верить древним высказываниям, в народе считалось, что сильная истерика ребенка означает, что его сглазили. Против таких явлений применялись заговоры и чтение молитв, умывание малыша святой водой.

Говорят дети! К трем годам Верочка осознала, что мир делится на женскую и мужскую половину, и начала одолевать меня вопросом:
- Мама, ты хоть девочка?

Когда кроха часто истерит, возможно его беспокоит что-то серьезное, к сожалению, такой плач становится первым симптомом патологии желудочно-кишечного тракта или кровеносно-сосудистой системы, которую не выявили при рождении. Успокаивать ребенка в таких ситуациях кормлением, переодеванием и укачиванием совершенно бесполезно.

Важно! Наблюдая такие симптомы, обязательно покажите ребенка врачу.

Успокаиваем и усыпляем ребенка за короткое время

Существует масса вариантов, как можно успокоить новорожденного и помочь ему быстро заснуть, однако каждый из способов действует индивидуально:

  • попробуйте спеть ребенку колыбельную, несмотря на то, что это методика наших бабушек, тем не менее она достаточно действенная. Не отчаивайтесь, если песенка новорожденного не устраивает, возможно вам придется подобрать для него особую мелодию;
  • быстрая ходьба или вибрирующие движения хорошо успокаивают даже самых беспокойных малышей;
  • укачивание считается самым доступным методом. Качать ребенка можно на руках, в люльке, в коляске;
  • не знаете, как успокоить новорожденного? Если ничего не помогает, попробуйте дать Нурофен. Этот препарат эффективно снимает приступы боли и понижает температуру тела. Показан деткам с трех месяцев.
Родителям в копилку! Опытными мамочками доказано, что существует действенный способ, как успокоить новорожденного за 2-5 минут. Активные движения родителей при укачивании успешно помогают в этом деле.

Методика Харви Карпа: 5 основных шагов

Уникальный способ успокоения новорожденного ребенка был придуман американским доктором Харви Карпом. Данная методика состоит из 5 основных шагов, принимая во внимание которые вам удастся быстро успокоить плачущего младенца.

Говорят дети!Малая (5 лет) нашла мою старую куклу и спросила:
- У нее что, клещевой энцефалит был?

Для осуществления такой методики вам понадобится создать атмосферу, похожую на ту, что была у ребенка до рождения. Вот несколько шагов, которые нужно сделать, чтобы быстро успокоить новорожденного:


Подобные советы невероятно быстро помогут избавить новорожденного от истерики и криков за короткое время.

Посмотрите видео ролик от Харви Карпа о правилах успокоения грудничков

Мир ребенка

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос... Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер. В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Двигательные навыки

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами. Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке. В то время как большинство рефлексрв, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его. Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину. Еще одно важное различие у новорожденных -- уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие -- более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный. Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны. Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпе- нию родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо. Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями. Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, от-ворочивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным. До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов. Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди. Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать. Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Понимаем своего ребенка

Период младенчества -- время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния. Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть. Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать. Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его. Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход. Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку. Ходить по комнате, прижав малыша к плечу. Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону. Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке. Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам. Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь. Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке. Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед. Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок. Положить ребенка в подвесной домашний гама-чок и тихонько покачать. Покатать ребенка в машине. Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слыщат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка -- колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок. До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли -- родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения. Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами -- улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка -- свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями. Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой. Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша -- пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем. В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, -- приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы

Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дета нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным. Меняйте положение ребенка Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами. Детский календарь Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка. Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость. Не бойтесь избаловать ребенка Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз. Обращайтесь с малышом бережно Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.

Повседневные дела

Время кормления Сохраняйте хорошее настроение Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка. Протяните руку и дотроньтесь Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать. Купание Первые ванночки Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце. Общение через прикосновения После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа. Пеленание/одевание Поцелуи в животик Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь. Разденьте ребенка Не кутайте малыша. Если в комнате 20 -- 25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло. Время отдыха Включите ребенку радио Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его. Запишите на пленку шум стиральной машины Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть. Дайте малышу музыкальную игрушку Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса. Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть. Используйте пустышку Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ. Прогулка в коляске Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть. Игра теней Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу -- мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов. Пеленки и мягкие подушки За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.

У здорового грудного ребенка крепкий сон, он с удовольствием ест, без проблем справляет нужду. Однако иногда иммунитет малыша ослабевает, появляется недомогание. Одна из проблем, встречающихся у маленьких деток, – это болезненное мочеиспускание. Почему новорожденный или малыш постарше плачет, когда писает? В чем кроется причина, и как исправить такую ситуацию?

Плач грудничка во время мочеиспускания – проблема, которую необходимо срочно решить, так как это может быть серьезным заболеванием

Диагностика недомогания

Если новорожденный плачет перед мочеиспусканием, сучит ножками, корчит рожицы, нет необходимости сразу обращаться за помощью к специалисту, особенно ночью. Для начала нужно внимательно изучить состояние крохи. Для этого следует определить:

  • не ухудшилось ли состояние здоровья малыша, не поднялась ли температура;
  • испортились ли у малыша ночной сон и аппетит;
  • выглядит ли кожа под подгузником здоровой, возможно, появилась потничка;
  • не поменяла ли моча свой цвет.

В случае, если карапуз веселый, с удовольствием играет, кушает, а беспокойство проявляет только во время похода в туалет, переживать не стоит. Так малыш показывает, что ему просто нужно опорожнить мочевой пузырь. Волнение крохи, которому месяц от роду, вполне объяснимо: моча скапливается в мочевом пузыре, из-за чего тот растягивается и приносит новорожденному незнакомое ощущение. Тогда ребенок зовет маму, чтобы она помогла ему преодолеть беспокойство. Мальчикам сложнее справиться с чувством полного мочевого пузыря, чем особам женского пола, которым этот трудный процесс дается легче.

Если же месячный ребенок плачет перед мочеиспусканием, девочке становится больно писать, стоит тщательно изучить проблему (подробнее в статье: ). Возможно, малыш хочет сказать, что его беспокоит серьезное заболевание.



В нормальном состоянии мочеиспускание у грудного ребенка не должно приносить никакого дискомфорта

Признаки отклонений от нормы

Если ребенку, неважно девочке или мальчику, больно писать, он одним своим поведением уже дает родителям понять, что с ним что-то не так:

  1. Детки младше одного года не обращают внимания на свой процесс опорожнения мочевого пузыря. Если же появляется дискомфорт, то новорожденный плачет, когда писает, сильно нервничает, кричит, поджимает ножки (подробнее в статье: ).
  2. Детки младше 2-3 лет ходят в туалет без какого-либо волнения. В случае появления болезненных ощущений, малыш плачет, тужится. Ребенок может показать, где болит, либо отказываться писать.
  3. Детки от 3 лет могут сообщить о болезненных ощущениях маме и указать на половые органы. Они противятся ходить в туалет после того, как почувствовали боль при мочеиспускании.

Если ребенку становится больно писать, вероятно, воспаление мочевыводящей системы, у малыша могут появиться рези, зуд, жжение, ложные позывы, неприятные ощущения в пояснице и в нижней части живота. Обязательно стоит отметить эти симптомы и передать педиатру.



Малыши более старшего возраста могут показать маме, что у них болит. С грудничками дело обстоит сложнее

Источники боли

В случае, если мальчику либо девочке становится больно писать, нужно определить причины, обуславливающие дискомфорт во время опорожнения мочевого пузыря. Они могут быть различны.

Аллергия

Боли во время мочеиспускания могут носить аллергический характер:

  1. Попадание мыла в мочевыводящий канал и половые органы (рекомендуем прочитать: ). Если у грудничка после купания появились зуд и жжение, необходимо лучше ополаскивать его водой. Если ребенок старше, следует объяснить ему, что правильно намыливать ручки, а не половые органы, и показать, как тщательно смывать мыло.
  2. Контактный дерматит. Если грудничок плачет перед тем, как пописать, изучите его кожу под подгузником. Нельзя оставлять без внимания появление сыпи, шелушение, покраснение кожи. Возможно, малышу не подходят крем или масло, которые используются под подгузник, так как вызывают аллергию. Однако воспаление кожи может свидетельствовать и о какой-либо серьезной болезни.

Причина плача при раздражении кожи кроется в том, что моча щиплет воспаленную кожу, вызывая боль у карапуза. Малыш кричит, извещая родителей о случившемся. В данном случае необходимо сменить подгузник, использовать присыпку либо другое гипоаллергенное средство для кожи после аккуратного подмывания. При сохранении воспаления следует обратиться к педиатру.



Наличие пеленочного дерматита может приносить малышу боли при мочеиспускании. В этом случае необходимо как можно скорей вылечить данное заболевание

Инфекция

Другая группа причин появления болезненных ощущений, при которых ребенку очень больно писать, обуславливается попаданием инфекции в организм:

  1. Вульвовагинит и синехии. Причиной заболеваний являются бактерии, инфекции в организме либо инородные предметы. Если девочке больно писать, нужно осмотреть ее промежность (подробнее в статье: ). Если присутствуют выделения с желтым либо зеленым оттенком, значит, влагалище инфицировано, и малышке необходимо срочно посетить детского гинеколога (рекомендуем прочитать: ). Причиной развития инфекции являются болезнетворные микроорганизмы, которые попадают на слизистую и размножаются. Они появляются в половых органах малышки при ее прохождении по материнским родовым путям. Затем начинаются зуд, жжение. При попытке мочеиспускания моча попадает на воспаленную слизистую, вызывает боль, из-за чего девочке больно писать, она сильно плачет. При продолжительном протекании болезни возможны синехии – сращение половых губ вплоть до закрытия мочевого канала. Если крошка чувствует боль непосредственно до, либо во время похода в туалет, нужно осторожно осмотреть половые губы: если видны сращения, нужно получить консультацию детского гинеколога.
  2. Инфекция мочевыводящей системы. Цистит и уретрит обуславливают частые и болезненные мочеиспускания, жжение, боль в животе и пояснице, а также неприятный запах мочи и недержание из-за большой силы позыва в туалет. Когда крохе больно, он кричит перед тем, как справить нужду, – осмотрите его мочу. Если она неоднородная, мутная, есть гной, кровь или твердые частицы, значит, присутствует инфекция. Карапуз отказывается от еды, у него увеличивается температура тела. Рекомендуется безотлагательно обследоваться у специалиста.


При инфекции мочеполовой системы необходима помощь специалиста и обязательное лечение

Иные причины

Некоторые заболевания могут появляться как из-за возникновения инфекции, так и по другим причинам, например, обуславливаться аномалией строения пузырно-мочеточникового сегмента либо нарушением обмена веществ в организме. Среди них:

  1. Баланит и баланопостит. Если мальчик кричит при мочеиспускании, нужно взглянуть на пенис и его крайнюю плоть. При баланите воспаляется половой член, при баланопостите краснеет кожа, появляется отек, может подняться температура, так как идет воспалительный процесс. Следует показать кроху педиатру, либо урологу.
  2. Образование камней в почках, либо инородное тело в уретре. При этом появляется сильная боль сначала в спине, затем в животе и мочевыделительной системе. Возникают сложности с опорожнением мочевого пузыря. Малыш пытается не двигаться, чтобы не ухудшать боль.
  3. Пузырно-мочеточниковый рефлюкс. Патология представляет собой заброс мочи из мочевого пузыря обратно в почку, сопровождается болью в спине во время мочеиспускания. Это хроническое заболевание, при усилении которого кроха вздрагивает во время похода в туалет и плачет.

Если появились признаки заболевания

Когда у малыша затруднено мочеиспускание и ребенку весьма больно писать, возникает сильная боль внизу живота или спине, необходимо срочно показать его специалисту (см. также: ). Врач обследует малыша, выпишет направление на анализы, а также на УЗИ. Еще для мальчика потребуется взять соскоб на флору из половых органов, чтобы определить наличие микробов в мочеиспускательном канале и понять, вызывают ли они воспаление.


При необходимости врач направит ребенка на УЗИ

Избавляться от болевых ощущений самолечением не стоит, необходимо позвонить в скорую помощь. Грудничок пусть сам выберет наименее болезненную для себя позу, не меняйте ее до приезда доктора. Принимать необходимые меры разрешается только в случае повышения температуры.

Случаи, в которых нужно незамедлительно посетить специалиста:

  • малыш тужится, сучит ножками, но не может пописать;
  • в моче присутствует кровь;
  • живот малыша вздулся, малыш с трудом опорожняет мочевой пузырь;
  • ребенок мочится часто, с болями;
  • у мочи появился нехороший запах;
  • недержание мочи (энурез) после периода стабильного контроля над мочеиспусканием.

Посещение специалиста

Нарушение в организме функции вывода мочи изучают уролог и нефролог. Принимают эти доктора при непосредственном обращении родителей и ребенка с сильными болями, либо когда другой врач направил пациента к ним, а также после вызова скорой помощи.



На приеме врач будет выяснять причину возникновения инфекции и назначать необходимое лечение

Записавшись на прием к специалисту, подготовьтесь к таким вопросам:

  1. Как давно возникли болевые ощущения?
  2. Как малыш реагирует на процесс опорожнения мочевого пузыря, как ведет себя до и после справления нужды?
  3. Почему появилось заболевание?
  4. Впервые ли появились болезненные ощущения?
  5. Имеются ли у малыша врожденные аномалии мочевыводящей системы?
  6. Родители пробовали сами вылечить ребенка?

Знание ответов на подобные вопросы позволит специалисту в короткий срок определить, что же происходит с ребенком и как ему помочь. Как правило, стандартный набор анализов, назначаемых при болях в мочевыводящей системе, включает общий анализ мочи и крови, пробу по Нечипоренко, обследование органов малого таза, а также УЗИ мочевыводящих путей и почек.

Методы лечения и профилактики

После изучения заболевания в определенной форме составляется план лечения. Если в организме присутствуют болезнетворные микробы, предлагаются антибиотики и противомикробные средства. Пациенту рекомендуют:

  • постельный режим;
  • низкосолевую диету;
  • физиотерапевтические процедуры, чтобы остановить процесс воспаления.

Полноценное питание, содержащее витамины и биологически активные вещества для обогащения рациона, а также укрепление иммунитета – вот что стоит делать в целях профилактики воспалительных процессов почек и мочевыводящих путей у детей. Нельзя давать ребенку мерзнуть, особое отношение это имеет к девочке. У них мочевой канал шире и короче, поэтому и воспаление мочевыводящих путей наступает быстрее, и девочке становится больно писать.

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА

от 1 до 12 месяцев
Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений – одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.
К середине 1-го месяца, а иногда и раньше, дети начинают «осмысленно» оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми «объектами» повышенного внимания бывают лица самых близких людей – мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными – он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову – это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции – улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения – одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия – рассматривания рук – в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все «попробовать на зуб». Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции – улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

На бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги «ба», «ма», «да», лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев, по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед – это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться «на носочки», а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, – это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в «ладушки», «сороку», «прятки». Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова – «мама», «папа», «баба».

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА
Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев
Отклонения в развитии
Всегда следует помнить, что в отличие от взрослого развивающаяся нервная система ребенка обладает большой пластичностью и способностью к компенсации, поэтому вовремя начатое и регулярно проводимое лечение приводит к положительным результатам.
В практической работе врач-невролог часто встречается со случаями различных отклонений в развитии ребенка на первом году жизни. Для своевременной их коррекции необходимо установить причины и динамику.

Развитие ребенка начинается не сразу после рождения, а гораздо раньше, с момента его зачатия. Течение беременности и сами роды также во многом определяют здоровье и благополучие малыша. Врач тщательно фиксирует все неблагоприятные факторы. В отдельную группу факторов риска относятся преждевременные (наступившие до 38 недель) или запоздалые (после 40 недель), а также быстрые или затяжные роды, асфиксию ребенка во время родов. Все это может вызвать родовую травму. Центральная нервная система плода наиболее чувствительна к недостатку кислорода, поэтому все новорожденные, перенесшие гипоксическое состояние, относятся неврологами к группе риска и требуют тщательного наблюдения, а при необходимости и лечения в течение первых лет жизни.

Последствия перенесенной кислородной недостаточности у детей раннего возраста объединяют под общим названием «перинатальная энцефалопатия», которая имеет ряд проявлений.

Наиболее часто встречается синдром гипервозбудимости, проявляющийся повышенной раздражительностью ребенка, снижением аппетита, частыми срыгиваниями во время кормления и отказом от груди, уменьшением продолжительности сна, трудностями засыпания. В состоянии бодрствования, даже при незначительном и непродолжительном волнении, у ребенка появляется хаотическая двигательная активность, сопровождающаяся дрожанием рук, ног, подбородка, резким пронзительным криком, покраснением лица, запрокидыванием головы.

Осмотр таких детей требует от врача особого умения и осторожности, поскольку в ответ на незнакомую обстановку, раздевание, прикосновение к телу холодных инструментов и другие неприятные ощущения малыш начинает плакать, активно сопротивляться обследованию, у него повышается тонус в мышцах-разгибателях, что значительно затрудняет постановку диагноза. При отсутствии своевременной медицинской помощи гипервозбудимость не только не проходит, но даже может усилиться.

Ребенок растет беспокойным, плаксивым, тревожным, часто встречаются жалобы на трудности засыпания, страшные сновидения, энурез. Своевременное обращение к специалистам и оказание ребенку необходимой медицинской помощи поможет избежать неприятных последствий.

Детям с синдромом гипервозбудимости с первых дней жизни рекомендован специальный массаж и лечебная физкультура, водные процедуры, а при необходимости – и медикаментозная терапия. Очень важным для такого малыша является правильное отношение всех членов семьи к его проблемам. Незаменимую помощь по мере его взросления оказывают детские психологи и дефектологи.

Более редким, но и более тяжелым проявлением перинатальной энцефалопатии является синдром угнетения центральной нервной системы, который развивается после перенесенной асфиксии или родовой травмы и наблюдается в первые часы и дни жизни ребенка. У таких детей значительно снижены мышечный тонус и двигательная активность. Малыш выглядит вялым, крик тихий и слабый. Он быстро устает во время кормления, в наиболее тяжелых случаях сосательный рефлекс отсутствует, поэтому в родильном доме его кормят через соску или зонд. Во время осмотра врач обращает внимание на снижение или полное отсутствие безусловных рефлексов новорожденных. Такого ребенка нельзя оставлять в положении на животе, так как защитный рефлекс у него выражен очень слабо. Не работают рефлексы опоры, автоматической ходьбы и ползания. Как правило, дети с синдромом угнетения центральной нервной системы нуждаются в длительном врачебном наблюдении и профессиональном уходе, поэтому они остаются в родильном доме на более длительный срок или, при необходимости, госпитализируют в специализированную клинику для новорожденных.

Поскольку одним из основных проявлений этого состояния является мышечная гопотония, которая встречается при ряде заболеваний, задача врача – установить ее причину, оказать медицинскую помощь ребенку и дать родителям рекомендации по ее дальнейшему развитию. При своевременном и правильно проведенном лечении в большинстве случаев состояние новорожденного улучшается, восстанавливаются безусловные рефлексы, повышается двигательная активность.

У некоторых детей впоследствии синдром гипервозбудимости, о котором говорилось ранее.

Дальнейшее развитие ребенка может происходить с задержкой: он позже начинает держать голову, переворачиваться, сидеть, вставать и ходить, говорить. Ребенок, перенесший синдром угнетения, нуждается в длительном и регулярном врачебном контроле. При необходимости ему назначают повторные курсы медикаментозной терапии, которые, в зависимости от жалоб, включают успокоительные или, напротив, стимулирующие препараты.

Нередко родители отрицательно относятся к назначению их малышу лекарств, высказывают опасения относительно возможных побочных эффектов, занимаются самолечением. Существует мнение, что лекарства, применяемые при лечении взрослых пациентов, абсолютно непригодны в педиатрии. Однако большинство медикаментов, используемых в современной медицине, не имеет возрастных ограничений и в правильно подобранных дозах оказывают на ребенка положительный эффект без каких-либо отрицательных явлений. С другой стороны, слишком поздно начатое лечение может не оказать должного эффекта, задержка в развитии ребенка усугубляется, имеющиеся у него проблемы не только не уменьшаются, а даже усиливаются по мере роста.

Наряду с медикаментозными препаратами, в качестве дополнительной терапии, неврологи обычно рекомендуют также массаж, занятие лечебной физкультурой и плаванием под руководством специально обученного инструктора, закаливание, водные процедуры, лечение травами. В восстановительном периоде дополнительные методы лечения приобретают самостоятельное значение и могут быть рекомендованы в качестве способов общеукрепляющей и поддерживающей терапии.

Синдром мышечного гипертонуса также может быть одним из проявлений перинатальной энцефалопатии. Как правило, врач отмечает значительное повышение тонуса в мышцах-сгибателях. Руки такого ребенка прижаты к груди, кулачки крепко сжаты, ноги невозможно развести и разогнуть в тазобедренных суставах. Двигательная активность снижена. Безусловные рефлексы новорожденного выражены и сохраняются длительное время, мешая его нормальному развитию. Так, защитный рефлекс препятствует поднятию и удержанию головы, хватательный рефлекс создает определенные трудности при попытке произвольного захвата предмета, рефлексы опоры, автоматических ползания и походки тормозят развитие ползания на четвереньках, стояния и ходьбы. У детей с мышечной гипертонией могут развиваться спастическая кривошея, косолапость. Отсутствие своевременной медицинской помощи может привести к серьезным задержкам развития и даже к формированию детского церебрального паралича.

Таким детям показаны курсы расслабляющего массажа в сочетании со специально подобранной медикаментозной терапией. В качестве дополнительных методов эффективны водные процедуры, плавание, физиотерапия. В случаях стойкой мышечной гипертонии врачи рекомендуют лечение в специализированном стационаре.

Журнал «Материнство», апрель, 1998 г.

Ребенок гораздо активнее взрослого. В сочетании с повышенной любознательностью и недостатком опыта это часто приводит к травмам, переохлаждениям, ожогам и другим ситуациям, способным навредить здоровью.

Но связь между симптомом заболевания и действиями малыша не всегда очевидна. Часто мамы не могут понять, почему ребенок плачет при мочеиспускании, что стало причиной боли и какие меры следует предпринять.

Ситуация усложняется тем, что дети в силу возраста не всегда могут сказать, что их беспокоит. Если ребенок плачет, когда писает, нужно обратить внимание на все произошедшие изменения: объем и цвет мочи, частоту мочеиспускания, температуру тела. Не стоит затягивать с визитом к врачу: правильное и своевременное лечение поможет быстрее устранить причину боли, избавит малыша от мучений.

Боли при мочеиспускании у детей чаще всего возникают из-за переохлаждения. Но причиной становится не само воздействие низкой температуры, а развивающиеся на фоне этого инфекции и воспалительные процессы.

Вероятность заразиться вирусами или бактериями выше во время эпидемии, при посещении мест большого скопления людей, особенно бассейнов, саун.

И, конечно же, дети с ослабленным иммунитетом в первую очередь оказываются в группе риска.

Болезненное мочеиспускание у ребенка может стать результатом чрезмерной любознательности. В определенном возрасте у детей появляется повышенный интерес к особенностям своего тела, в том числе к строению и функционированию внешних мочеполовых органов. При диагностическом обследовании в уретре обнаруживаются инородные предметы: бусины, мелкие детали от игрушек, пуговички.

Иногда боль во время мочеиспускания возникает из-за генетических особенностей, гормональных сбоев, пороков развития органов мочевыделительной системы. На эти факторы трудно повлиять, но важно вовремя их выявить и начать лечение.

Болезненное мочеиспускание может быть признаком следующих болезней:

  • Цистит. При этом заболевании слизистая мочевого пузыря воспаляется, ребенок часто просится пописать, но объем мочи небольшой. Процесс сопровождается болью. Иногда происходит присоединение бактериальной инфекции.
  • Почечнокаменная болезнь. Причин ее возникновения множество: наследственная предрасположенность, эндокринные сбои, дефицит или переизбыток определенных витаминов, нарушения оттока мочи и др. Основой для формирования камня может служить инородное тело в уретре, сгустки крови, фибрин, бактерии. При этом ребенок тужится при мочеиспускании и не двигается, чтобы не спровоцировать приступ боли.
  • Пузырно-лоханочный рефлюкс. При таком нарушении моча забрасывается из пузыря обратно в лоханки. Это происходит из-за того, что сфинктер, который должен препятствовать возврату жидкости, сокращается неправильно. Причиной тому могут стать врожденные и приобретенные патологии мочевыводящих путей, частые инфекционно-воспалительные процессы в них.

Реже причинами болезненного мочеиспускания у девочек является вульвовагинит и синехии (сращенные половые губы). У мальчиков – суженное выходное отверстие мочеиспускательного канала и баланит (воспаление головки полового члена).

Определение симптомов заболеваний осложняется тем, что дети часто не могут описать свое состояние, предъявить жалобы, определить место локализации боли. Новорожденный ребенок плачет перед мочеиспусканием и в процессе него, совершает резкие движения, кричит.

В возрасте до 3 лет средств для обозначения состояния становится больше: малыш может показывать на половые органы, держаться за них рукой, убегать от горшка.

Дети постарше уже могут хотя бы приблизительно показать место боли и даже описать ее характер (щиплет, жжет, сильно болит или чуть-чуть).

Каждое из заболеваний, способных вызвать боль во время мочеиспускания, сопровождается еще рядом симптомов:

  • При инфекциях мочевыводящих путей, в том числе при цистите, у ребенка появляется жжение или резь при мочеиспускании, боли. Малыш часто писает, не успевает дойти до горшка. Порции мочи маленькие, иногда – несколько капель с неприятным запахом. Характерно повышение температуры, приступы рвоты, нарушения аппетита. Гной и кровь при мочеиспускании у детей появляются при тяжелой форме цистита.
  • При мочекаменной болезни моча может также содержать гной и кровь. Боль локализуется не только в области мочеполовых органов, но и в животе, пояснице, на передней и внутренней поверхности бедер. По характеру она представляет собой колику – острая, внезапная. Может появиться тошнота, слабость. В определенном положении, часто – лежа на боку, ребенку становится легче.
  • При пузырно-лоханочном рефлюксе боли локализуются в области поясницы, но малышам бывает трудно это определить, и они указывают на живот. Мочеиспускание не затруднено, позывы частые, иногда сами по себе не вызывают боли. Для патологии характерно хроническое течение. Если происходит обострение, ребенок вздрагивает при мочеиспускании от неожиданного дискомфорта.

При возникновении у ребенка боли во время мочеиспускания сначала необходимо обратиться к педиатру. Он проведет первичный опрос и либо сам назначит лечение, либо даст направление к узкому специалисту. В зависимости от предположений о заболевании это может быть нефролог, уролог или гинеколог.

У только что родившегося ребенка мышцы мочеполовой системы слабые, поэтому мочеиспускание является рефлекторным и не сопровождается дискомфортом. По мере развития организма мышцы укрепляются. Если новорожденный перед тем, как сходить в туалет, плачет, игнорировать этот симптом нельзя.

Раздражение

Если кроха сначала плачет, а затем писает, возможно речь идет о раздражении, которое неизбежно возникает, если родители забывают своевременно менять подгузник. В таком случае опорожнение сопровождается жжением и другими неприятными ощущениями. Решить проблему поможет соблюдение элементарных гигиенических норм.

Если раздражение уже появилось, нужно чаще подмывать ребенка теплой водой, а после применять детский крем, присыпку и тальк. Для водных процедур можно применять отвары ромашки и чистотела – они обладают хорошими противовоспалительными свойствами. Если вы применяете мыло, оно должно быть детским или антибактериальным.

Проблемы мальчиков

Если младенец мужского пола перед мочеиспусканием капризничает и плачет, а родители соблюдают гигиену при уходе за ним, проблемой могут быть серьезные патологии:

  • фимоз;
  • баланопостит;
  • цистит;
  • пиелонефрит;
  • опущение яичек;
  • уретрит.

Фимозом считаются аномалии в развитии пениса

Фимозом считаются аномалии в развитии пениса, когда крайняя плоть препятствует открытию головки. Вследствие этого процесс опорожнения затрудняется. Кроме того, возможно появление болевых ощущений или развитие воспалительных процессов. В такой ситуации нужна консультация специалиста. Обычно фимоз лечится путем хирургического вмешательства.

При баланопостите воспаление распространяется на головку члена и крайнюю плоть. Терапия строго обязательна и проводится под контролем специалиста. Яички у мальчиков в норме опускаются примерно через месяц после рождения. Если этого не случилось, в годовалом возрасте проводится обследование. Когда самостоятельное опущение не происходит, маленькому пациенту показана операция.

Пиелонефрит – серьезное заболевание почек, требующее продолжительного лечения под контролем нефролога. Вылечить уретрит и цистит поможет уролог. При появлении тревожных симптомов не стоит затягивать с визитом к специалисту. Своевременная помощь поможет избежать тяжелых осложнений и проблем со здоровьем.

Проблемы девочек

Когда перед опорожнением мочевого пузыря плачет новорожденная малышка, речь может идти о таких патологиях, как:

  • воспаление влагалища;
  • сращение уретры;
  • синехии;
  • болезни почек.

Самая частая причина – воспаление влагалища. Его может спровоцировать инфицирование при родах, микротравмы, несоблюдение простых гигиенических норм. Если девочке больно писать, следует внимательно осмотреть ее половые органы. При наличии выделений желтого или зеленого оттенка нужно срочно показать малышку гинекологу.

Возбудителем болезни являются патогенные микроорганизмы, которые поражают слизистую и активно размножаются. Затем появляются зуд и чувство жжения. При опорожнении моча попадает на воспаленный участок и вызывает боль, из-за чего малышка начинает плакать. Результатом воспаления может стать такое осложнение, как синехии – слипание малых половых губ. На начальной стадии все нарушения легко устраняются, но если болезнь запустить, лечение вызовет немало проблем.

Самая частая причина новорожденных девочек – воспаление влагалища

Цистит и уретрит вызывают болезненное и частое мочеиспускание, жжение, плохой запах урины и недержание. Если девочка плачет, прежде чем помочиться, осмотрите ее мочу. Если она мутная и неоднородная, в ней заметны примеси крови или гноя, речь идет об инфекции. При этом новорожденный отказывается от еды, у него повышается температура. Подобные симптомы – повод навестить педиатра.