Открытые занятия по патриотическому воспитанию. Конспект нод по патриотическому воспитанию в подготовительной группе. “Если дружба велика – будет Родина крепка”

Анна Кузнецова

МБДОУ № 17 г. Солнечногорск

Интегрированное занятие по патриотическому воспитанию и изобразительной деятельности в подготовительной группе .

Кузнецова Анна Витальевна

Тема : Красота родного края.

Цель : создать условия для обогащения целостного представления о родном крае; прививать любовь к искусству, к поэзии; познакомить с творчеством поэтов и писателей, художников нашего края; продолжить знакомство с культурой нашего народа; прививать стремление к познанию нового; способствовать обогащению словарного запаса и совершенствованию речевых навыков; воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру; развивать познавательную активность детей; логическое мышление; воспитывать чувство гордости за прошлое нашей Родины, любовь к родному краю; доброжелательное отношение друг другу.

Оборудование : плакаты, фотовыставка “Красота родной природы”, запись музыкальных произведений, клей, цветные карандаши, пластилин, цветная бумага, краски, кисти, песок, ножницы, стенды.

Подготовительная работа :

Умело спланировать и организовать познавательную деятельность детей ;

Подобрать интересный , содержательный материал к занятию по изучаемой теме ;

Продумать оформление;

Подготовить наглядный материал ; подобрать и распечатать тексты для воспитанников ;

Подготовить записи музыки и песен;

Ход занятия.

Ведуший :

В некотором царстве, в некотором государстве жил- был царь. И задумал он государство своё объехать и узнать, где находится самое красивое место в его государстве.

Матушка :

Смотри, царь батюшка, письмо пришло из города Солнечногорска. Поедем, посмотрим, что за город с таким красивым названием.

Царь :

Поедем, матушка, во многих городах мы были : в Загорске, Дмитрове, Подольске, Клину, а вот в Солнечногорске не были.


Матушка :

Вот и приехали.

Царь :

А вот и ребята, которые нас в гости приглашали. Здравствуйте ребята!

Дети :

Здравствуйте, Царь – батюшка и матушка. Хотим мы вам рассказать и показать, что наши места солнечногорские самые красивые, самые лучшие во всём твоём царстве.

Царь :

Расскажите, чем ваши края славятся, да так ли красивы они, как вы говорите. А мы сядем, да послушаем.

Воспитатель :

Издавна наши края заселялись славянскими племенами. Места здесь красивые, удобные для жилья : кругом леса, поля, реки, озёра. Самое древнее поселение в селе Льялово. А в селе Пятница поселилось даже кочевое племя берендеев.

Когда-то в старину в России

Неподалёку от Москвы

Горою Солнца окрестили-

Гору невиданной красы

Из-за неё вставало солнце

И за неё ложилось спать,

И берендеи выходили

Там красно солнышко встречать.

Воспитатель :

Много лет тому назад

Было здесь село одно

И название имело

Гомзино звалось оно.

Через данное селенье

Тракт петровский проложили

И Москву с Санкт-Петербургом

Накрепко соединили.

В доль дороги той ввели

Постоялые дворы

Чтоб усталый путник мог

Высохнуть, если промок.

Пообедать, отдохнуть

И продолжить долгий путь.

Вот такой заезжий двор

В гомзино был возведён,

Чтоб сама Екатерина

Останавливалась в нём.

Дети :

Вседержавная царица,

Наблюдая как-то местность,

Увидав восход светила,

Изрекла : «Ах, как красиво!»

И отныне назвала

Местность ту – Солнцегора.

Воспитатель :

Отсюда и пошло название село солнечная гора, а потом и город Солнечногорск.

Дети :

К Сенеж озеру, к свету лучистому,

К соловьиному пению чистому,

Город с тёплым и светлым названием

Приглашает нас всех на свидание

Здесь поэтам по блоковски дышится

И художникам здорово пишется.

Воспитатель :

Издавна на территории солнечногорской земли находились поместья и имения многих известных людей России. Село Богородское – вотчина боярина Морозова, Чашниково – Нарышкины, Тимоново – Шереметьев, Болдино – Татищев; Фонвизин – Крюково; Трубецкие – Льялово; Спасская Слобода (ЦМИС) – князья Львовы; Середниково - Столыпины. А к ним в гости приезжали отдохнуть и поработать извекстные поэты, писатели, художники. В деревне Болдино работал И. А. Крылов, В деревне Чепчиха – Аппалон Майков и Валентина Осеева, В деревне головково – Аркадий Гайдар, в селе Новое Лев Толстой.

Дети :

А в имении Середниково жил М. Ю. Лермонтов. О красоте нашей природы он писал :

Люблю, друзья, когда за речкой гаснет день,

Укрывшийся в лесов таинственную сень.

Иль под ветвями пустынными рябины

Смотреть на синие прекрасные долины.

Воспитатель :

А вокруг красивый лес.

Там полным – полно чудес.

В нём живут дары природы

Для людей и лесного народа

Дид. Игра «Что растёт в лесу»

Дети :

Своё имение в селе Шахмотово А Блок называл «уголком рая»

Бросает солнце листьев тени,

Да ветер клонит за окном

Столетние кусты сирени

В которых тонет старый дом.

Белеет церковь над рекою,

За ней опять леса, поля

И всей весеннюю красою

Сияет русская земля.

Воспитатель :

В начале августа каждый год в селе Шахмотово проходит праздник поэзии. В музей блока приезжают неизвестные пэты. Но не только поэты и пасатели писали о красоте наших мест. Многие известные художники работали и работают здесь.

Дети :

В селе Легачёво писал свои картины Константин Фёдорович Юон.

На берегу озера Сенеж в имении друзей работал известный художник Левитан. Он писал Чехову : «Живу я здесь в великолепном месте, на берегу громадного озера, кругом меня леса, а озеро кишит рыбой.» Здесь он написал картины «Озеро» , «Перед грозой» , «Деревня» .

Воспитатель :

Сейчас на месте имения построен Дом отдыха художников России. Здесь отдыхают и работают многие известные художники, а в краеведческом музее «Путевой дворец» проходят выставки картин.

Как много на земле чудес :

Есть поле, луг, река и лес…

И птиц на ветках много.

И там, где мы с тобой живём

Чудес не мало мы найдём.

Воспитатель предлагает детям создать свою картину о красоте родного края.

Физминутка :

Солнышко, солнышко

Солнышко, солнышко,

загляни в окошко.

Загляни в окошко,

разбуди ребят.

Чтоб денек чуть- чуть был дольше,

чтобы мы узнали больше,

чтоб игрушки не скучали,

а с ребятами играли.

Закройте глаза, представте как вас пригревает солнышко, как вам хорошо. Улыбнитесь солнышку. А теперь улыбнитесь друг другу и подарите ваше хорошее настроение работе.

Пальчики широко раздвинуть на каждой руке и скрестить ладошки. Потом похлопать в ладошки.

Светит солнышко в окошко,

Прямо в нашу комнатку.

Мы захлопаем в ладошки,

Очень рады солнышку.

Дети выполняют работу, используя различные техники рисования и аппликации. После завершения работы дети поют песню, а потом читают стихи.


Мой добрый город с солнечным названьем,

Меня согреет ласковым теплом.

Прими моё негромкое признанье,

Моя судьба, моя любовь, мой дом

Солнечногорск – четыре слога,

Но их милее в мире нет.

Солнечногорск - ты дан мне богом,

Люблю тебя я с детских лет.

Пусть над тобой ненастья моросили,

Пусть по тебе ударила война,

Но из таких и состоит Россия,

Моя многострадальная страна.

Пусть жизнь твоя течёт порой не быстро,

Провинциальный тихий городок,

Но о Сенеже и о курсах Выстрел

Наслышаны и запад и восток.

На стыке дорог по средине России

Стоит небольшой городок,

И кружатся чайки над озером синим,

И дует с полей ветерок.

Озеро, озеро – даль голубая.

Озеро Сенеж – родной уголок.

Тихие волны на солнце играя,

Нежно зовут отдохнуть на песок.

Волны уютные пляжи ласкают.

Чайки над озером плавно парят,

В парке деревья покой охраняют,

Словно на страже в аллее стоят.

Плывут над Сенежем рассветы,

Играя с утренней росой,

Зелёным шёлком разодеты,

Берёзы шепчутся листвой.

У тихой заводи плескаясь

Лениво дышат камыши

В зеркальных водах отражаясь,

Стоят на диво хороши.

Матушка :

А мне нравятся эти края, царь батюшка.

Царь :

Согласен с тобой, матушка.

Красива земля подмосковья!

Поля, перелески, пригорки,

Но лучше всех всё таки город,

Зовущийся Солнечногорском!


Царь награждает детей за работу.

Программное содержание:

1. Уточнить и углубить знания и представления дошкольников о России как государстве, в котором они живут(территория, Президент, столица, язык).

2. Закрепить изображение флага и герба родного города, значение символов в нем, символикой цветов (района, области).

3. Воспитывать чувство гордости за Родину, чувство сопричастности к ее судьбе. 4. Поддерживать познавательный интерес к истории своей страны, развивать внимание, память, воображение, логическое мышление; развивать мелкую моторику.

Предшествующая работа: заучивание стихотворений о Родине; пословиц и поговорок о Туле, Родине. Рассматривание иллюстраций о Москве - столице России (метро, Кремль, Красная площадь). Беседы и рассказывания о городах - героях (почему так называются); выкладывание из полосок Государственного флага России. Чтение сказок, былин о победе воинов над чудовищами.

Дидактическая игра "Белый - синий - красный" с цветовыми сигналами.

Рисование на тему "Мой родной город".

Аппликация "Если скажут слово Родина"4 "Моя страна".

Материал к занятию: карта России, карта Тульской области, фломастеры, заготовки Россиских флагов (на каждого), конверты с флагами, гербами Киреевска, Тулы, Болохово, России; портрет Президента, альбомы "Оружие", "Белевские кружева", "Тульские самовары", "Гармошки"; запись песни "Тула - земля моя", кроссворд; запись гимна города Болохово.

Ход занятия

Здравствуйте, дорогие гости!

Дети, а вы любите путешествовать? (где - то бывать, узнавать что - то новое, интересное). Я вам предлагаю сегодня отправиться в путешествие. А вот куда, в какое именно место, давайте разгадаем кроссворд. (дети по очереди достают из мешочка шарики с номерами загадок). Дети пишут отгадки фломастером.

1. Стоят в лугах сестрички -

золотой глазок, белые реснички. (ромашка)

2. В дверь стучать оно не будет,

а взойдет и всех разбудит. (солнце)

3. О чем можно сказать: родной,

отчий, кирпичный, старый? (дом)

4. Отгадайте, что звенит?

младший брат Царь - колокола. (колокольчик)

5. Ростом разные подружки

не похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

а всего одна игрушка. (матрешка)

Молодцы, все загадки отгадали. Так куда же мы отправимся? (читаем слово РОДИНА). Правильно, путешествовать по нашей Родине. Как она называется? Да, Россия. А что же это по - вашему? (показываю карту России). Россия огромна и необъятна. А что мы называем своей Родиной? (то место, где родились).

Родиной мы называем эту страну потому, что в ней родились, все в ней для нас родное; матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, своими водами вспоила. Много есть на свете кроме России других государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и Родина.

Пословицы и поговорки о Родине:

Родина любимая, что мать родная.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Жить - Родине служить.

Родина - мать, умей за нее постоять.

Стихи о Родине.

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем,

И березки, вдоль которых,

Рядом с мамой мы идем.

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Теплый вечер за окном.

Все, что в сердце бережем,

И под небом синим - синим

Флаг России над Кремлем.

Наша первая остановка в родном городе - Болохово. Это наша малая Родина (показываю на карте и отмечаю флажком). Городок наш небольшой, живут в нем около 10 тысяч человек. Раньше он был деревней Болохово, в честь князей Болховских, которые жили в ней. Со временем, для благозвучия кто - то вставил гласную "о", и стали называть деревня Болоховка, а теперь город Болохово.

Дети называют улицы города (Корнеева, Луговая, Терешкова, Мира, Ленина)....

Какие памятники есть в нашем городе? (Братская могила, аллея 413 стрелковой дивизии, Вечный огонь, Могила неизвестного солдата).

Вы уже знаете, что каждый город имеет свою государственную символику. Что это такое? Да, это герб, гимн, флаг. Наш город тоже имеет флаг и герб (на столах у каждого ребенка наборы гербов и флагов). Задание: выбрать символику нашего города. На гербе города Болохово изображены 2 кирки и шестеренка. Кирки обозначают город шахтеров, угольников, а шестеренка - город машиностроителей. Дети, а совсем недавно у нашего города появился гимн, он звучит величаво, неторопливо, торжественно. Давайте его послушаем. .. (дети слушают гимн стоя).

Игра "Сороконожка" - (физкультминутка).

Так же как и у Болохово, у города Киреевска тоже есть государственные символы (дети выбирают у себя на столе). Что изображено на гербе и флаге города Киреевска? (булава - символ власти будующего города, кирка - символ мирного труда, земляные и горные работы). Киреевский район, это район угольной промышленности, шахт. В районе всего два шахтерских города: Болохово и Липки.

Наше путешествие продолжается. Речевка: Впереди у нас поход

Раз, два, раз. два.

Позади учебный год

Раз, два, раз, два.

Тот, кто бегал целый год

Раз, два. раз, два.

Тот в пути не устает

Раз, два, раз, два.

Мы находимся в областном центре. А наша область называется..... Тульская, правильно! Главный город? Тула - город - герой. (показываю на карте отмечаю флажком).

Кто знает, почему Тулу называют город - герой? (ответы детей)

1. Мы помним сорок первый свято,

Как помнят Родину свою.

Сложили головы солдаты

За Тулу древнюю в бою.

2. Стояли насмерть туляки,

Не дрогнули в боях.

Поклон вам низкий, земляки.

Презрешим смерть и страх.

3. Как богатырь, встал город русский -

Отчизны грозный арсенал.

Москву от недругов по - тульски,

Как щит надежно прикрывал.

4. Мы помним сорок первый свято,

Как помнят матери детей.

Да будут павшие солдаты

В сердцах и памяти людей.

Поговорим о Туле: чем знаменита и славится тульская земля(самовары, пряники, оружие, гармошки, филимоново, белевские кружева).

О символике - дети выбирают и рассказывают.

Герб - два серебряных клинка, лежащие крестом, всередине ружейный ствол, вверху и внизу по золотому молоту (кузнечные традиции).

Флаг - три скрещенных клинка и два желтых молота вверху и внизу.

Дети, а каких знаменитых людей вы знаете в тульской области? Л.Н.Толстой (Ясная Поляна), Тульский левша (подковал блоху), Мосин (изобрел первую винтовку), Белобородов (создатель тульской гармошки).

Молодцы! Дети, о Туле сложено много прекрасных песен. Послушайте песню "Тула - земля моя". (припев поем вместе).

Пословицы о Туле:

В Туле фашистов вздули.

Тула войну повернула.

Тульская винтовка - стреляет ловко.

С тульской винтовкой в бою не пропадешь.

Игра "Тетера"....

Вот мы и достигли главной цели нашего путешествия, прибыли в главный город нашей страны - Москву - столицу нашего государства.

(показываю на карте и отмечаю флажком).

Все мы гордимся нашей Москвой,

Наша столица - город - герой,

Красные звезды горят над тобой,

Город родной, город - герой.

Смело с врагами ты битву вела

И победила, наша Москва.

Все мы гордимся сегодня тобой,

Город родной, город - герой.

Почему Москва - город - герой? (ответы детей). А какие еще вы знаете города - герои? (Керчь, Брест,...).

Кто же является главой нашего государства? Верно, Президент (портрет Д.А. Медведева).

Назовите государственные символы России (герб, гимн, флаг). Молодцы!

(дети раскрашивают флаг Росии - у каждого на столе заготовки).

Белый цвет - березка,

Синий - неба цвет.

Красная полоска -

Солнечный рассвет.

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад. на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый,

Он - России дух свободный.

Дети, а как называют людей, живущих в России? (россияне, росичи, росы).

На каком языке говорят все россияне? (на русском).

Назовите место, откуда президент управляет государством? (Кремль). Молодцы!

Дети, а кто из вас назовет интересные места в Москве, памятники, достопримечательности? (Красная площадь, Садовое кольцо, Вечный огонь, Чистые пруды, Храм Христа спасителя, Метро, Мосты, Москва - река, музей оружия, мавзолей и др.).

Наше с вами путешествие по Родине - России закончилось. вам оно понравилось7

Все люди после путешествия возвращаются домой. И мы вернулись в родной город Болохово.

На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь.

И даже улицы родной

Мы не найдем на карте той.

Но всегда на ней найдем

Свою страну - наш общий дом.

На память о нашем путешествии я вам дарю значки (флаг России), а вы подарите гостям свои флаги.

Открытое занятие по патриотическому воспитанию

в подготовительной группе "Путешествие по России"

Цель: Развивать чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Задачи: Обобщить и систематизировать детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам; закрепить названия крупных российских городов и рек; названия народных промыслов; воспитывать любовь к Родине, гражданско –патриотические чувства.

Материалы: гербов и флагов, кроссворд, наглядно-дидактические пособия, выставка рисунков..

Предварительная работа: Беседы о российской символике; стихотворений, пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий городов и рек; беседы, рассматривание иллюстраций и выполнение работ по мотивам народного декоративно – прикладного искусства.

Ход занятия

Воспитатель: много разных стран, но самая большая страна наша. Как она называется? (Россия.)

Правильно, Россия. А какая она наша Россия? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная.)

Россия – наша Родина. Ребята, объясните, как вы понимаете, что такое “Родина”? (Родина – место, где мы родились; страна, в которой мы живем. Родина у каждого человека одна.)

Воспитатель : Ребята, прочитайте стихотворение о Родине?

Стихотворение:

Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем

Воспитатель : Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине. Вспомните их.

(Жить – Родине служить. Родина поучает – Родина выручает. Кто за Родину горой, тот истинный герой и т. д.)

Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению ее защищать от врагов. А теперь подойдем к карте.

Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на карту. (Воспитатель показывает детям карту России. ) Вот как много места занимает территория России. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом – припекать солнышко. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней – неделю, а на самолете лететь почти сутки. И вот сегодня я предлагаю вам путешествие по России.

Ребята, а на чем можно путешествовать? (На самолете, автобусе и т.д.)

Воспитатель: Я предлагаю вам путешествие на поезде. Отправляемся. Занимаем места в вагоне.

(Звучит музыка “Паровоз”.)

Воспитатель:

Станция называется “Лесная”

Карта нам рассказала, что наша страна очень большая, можно сказать огромная. А что же еще нам может рассказать карта?

- Какой цвет вы еще видите на карте. (Зеленый) Как вы думаете, что обозначено зеленым цветом.(Растения, трава, деревья, лес)

Да, зеленый цвет- это лес.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Нам в дождь и в зной.

Поможет друг,
Зеленый и хороший.
Протянет нам десятки рук.
И тысячи ладошек. (Дерево.)

Воспитатель: Правильно! Это дерево. Из чего состоит дерево? (Корни, ствол, ветки, листья.)

Какую пользу человеку приносят деревья, леса?

(Лес- это чистый воздух и дерево, из которого делают огромное количество разных предметов; и бумага, на которой печатают книги, делают тетради, альбомы, мебель, отапливают дома и многое другое.)

Воспитатель : Лес- это природное богатство, к нему нужно относиться очень бережно.

Какое дерево является символом России?

(Символ России - белая береза.) Какими только ласковыми словами не называет русский человек это дерево: кудрявая, стройная, красивая, белоствольная. Ни в одной стране нет столько берез, как у нас. Береза и в песнях, и в загадках, и в сказках.

Стихотворение:

Ты до того, березонька, красива

И в полдень жаркий, и в час росы,

Что без тебя немыслима Россия

И я немыслим без твоей красы.

Еще, какой цвет вы видите на карте? (коричневый) А что он обозначает?

Да, это горы. У гор тоже есть названия, давайте прочитаем некоторые из них. (Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей показать горы и читает названия – Уральские горы, Кавказские горы и т.д.)

А что дают человеку горы? (предположение детей). В горах добывают полезные ископаемые. Значками на карте обозначено, где, какие полезные ископаемые добывают.

А что такое полезные ископаемые? (предположение детей) Это то, что находится в земле и что очень нужно человеку для жизни. Например, уголь, различная руда, которые нам необходимы для изготовления различных металлов; золото, алмазы. Полезные ископаемые, тоже составляют богатство страны.

Физкультминутка:

Руки подняли и покачали.
Это – березы в лесу,
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем,
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Руки согнули назад

Воспитатель: Лес – это наше богатство. Давайте беречь природу.

А наше путешествие продолжается. Занимаем места в вагонах. Поехали.

Воспитатель: Станция называется “Географическая”

Что за синие волнистые линии на карте вы видите,которых так много?

- Это реки. Рек в России тоже много?

Здесь нам надо решить кроссворд. По написанному слову догадайтесь, о чем пойдет речь. Какое слово, прочитайте. (Слово РЕКА.)

Правильно. Реки России – могучие, полноводные. Реки, несут свои воды в моря и океаны. Слушайте мою первую подсказку.

1. Эта река протекает в городе, где много музеев, старинных парков, прекрасных фонтанов, великолепных дворцов и еще в этом городе есть разводные мосты, и белые ночи. (НЕВА)

2. Название этой реки созвучно, одинаково с названием столицы нашей Родины. Это? (МОСКВА)

3. Эта река названа женским именем. (ЛЕНА)

Воспитатель: Молодцы! Кроссворд наш отгадан. А какие еще реки вы знаете? (Обь, Ока, Енисей, Амур, Ангара, Иртыш.) Какую пользу человеку приносят реки?

Назовите столицу России. (Москва.)

А кто расскажет стихотворение о Москве?

Москва – это Красная площадь,

Москва – это башни Кремля,

Москва – это сердце России,

Которое любит тебя

Как называется город, в котором мы живем?

В нашей стране много городов. Какие города вы знаете? (Казань , Владивосток и т.д.) Правильно.

Воспитатель: Названия городов и рек – это географические названия. Поэтому эта станция называется “Географическая”

Ну, а нам пора ехать дальше. Наш поезд отправляется. Все заняли места? Поехали.

Мы приехали на станцию «Народных промыслов» или «Чудо - мастеров»

Славилась Россия чудо – мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили.

Воспитатель : Я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно – прикладного искусства российских мастеров. Отгадайте загадки.

    Разноцветные подружки
    Любят прятаться друг в дружке. Что это? (Матрешка.)

    – Конечно, это всем нам знакомая матрешка. Вот она! (Воспитатель демонстрирует детям матрешку.)
    – Следующая загадка.

    Эта роспись – просто чудо,
    Голубая вся посуда.
    Роспись с синим завитком
    Манит русским васильком. (Гжель.)

    Воспитатель: Правильно, ребята. Посмотрите, какая красота.

    Выросла золотая травка на ложке,
    Распустился красный цветок на плошке. (Хохлома.)

    Все игрушки – непростые,
    А волшебно-расписные
    Белоснежны, как березки,
    Кружочки, клеточки, полоски. (Дымковская игрушка.)

    Добрый мастер сделал сказку,
    Оживают звери в сказке,
    Мишки, зайцы, колотушки –
    Деревянные игрушки. (Богородская игрушка.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы знаете изделия Российских промыслов. Русский народ умеет не только трудиться, но и веселиться. И мы поиграем сейчас в русскую народную игру “Ручеек ”

Мы поиграли и продолжаем наше путешествие. Поезд отправляется в путь.

Воспитатель: Станция называется “Государственная

Дети мы говорили столица нашей Родины город Москва.

В Москве находится правительство нашего государства.

Назовите президента нашей страны? (В.В. Путин)

- Какие государственные символы нашей страны вы знаете? (Герб, флаг, гимн.)

Воспитатель : Государственные символы - это символы, которые объединяют граждан одной страны. Нас с вами.

Воспитатель : А, сейчас, найдите герб нашей страны. (Раскладываются изображения, дети выбирают из предложенных гербов герб России.)

Ребенок читает стихотворение про герб:

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный

Воспитатель: А что же такое гимн? (Гимн - это самая главная песня страны. Гимн слушают стоя и т.д.)

Правильно! У каждой страны свой гимн. Мы с вами пропели гимн России в начале нашего путешествия..

Посмотрите на флаг России. Наш флаг состоит из горизонтальных полос разного цвета. Какие это цвета?

Найдите флаг нашей страны среди других. (Раскладываются изображения флагов, дети выбирают из предложенных флаг России.)

Молодцы! А кто расскажет стихотворение о флаге?

Стихотворение:

Флаг у нас прекрасный–

Белый, синий, красный!

Белый - мир и чистота,

Синий - верность, небеса,

Красный - мужество, отвага….

Вот цвета родного флага!

А теперь, ребята, я предлагаю вам пройти в мастерскую . Где вы изготовите флаг России для воспитанников младших групп.

Перед работой нам нужно подготовить пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика :

В стране, где мы с тобой живем,

Флаг гордо реет над Кремлем.

Он белый, как снега России,

Как небеса над нами, синий.

И цвета утренней зари

Внизу полоска, посмотри.

Пока он вьется над Кремлем,

Спокойно мы с тобой живем! (Массаж пальчиков)

Воспитатель объясняет, как изготовить флаг, дети выполняют работу под музыку.

Итог занятия : Дети, наше путешествие подошло к концу.

Зачем мы сегодня путешествовали по России? (ответы детей)

Воспитатель : Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна, как мама.

Родиной надо гордиться, любить ее глубоко и нежно, заботься о ней.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида № 1

Конспект занятия в

подготовительной группе

на тему «Мы патриоты»

Подготовила:

Педагог-психолог

Озерова Е.Н.

МБДОУ д/c № 1

г. Новочеркасск, 2015 г.

Конспект занятия в подготовительной группе

на тему «Мы патриоты»

Цель: развитие патриотических чувств через игры и упражнения, направленные на развитие внимания, мышления, восприятия.

Задачи:

1. Формирование гражданственно- патриотического отношения и чувства сопричастности к своей стране.

2. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа.

3. Воспитание чувства патриотизма у детей, через игры и упражнения, направленные на развитие внимания, мышления, восприятия.

Оборудование: карточки с заданиями на каждую команду, на каждого ребенка: красные звездочки, листы в клеточку, карандаши.

Ход занятия. Организационный момент.

Дети стоят в кругу.

Педагог-психолог: Ребята, здравствуйте, поприветствуем друг друга. Упражнение «Подарим улыбку друг другу».

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

Педагог-психолог: Ребята, какой приближается великий праздникответ детей. Правильно, День Победы.

Педагог-психолог: А как вы считаете, можно ли назвать День Победы самым главным и великим праздником? Почему? (наши дедушки, прадедушки вставали на защиту Родины, боролись за мир на земле).

Педагог-психолог: В этот день вспоминают тех, кто стойко защищал нашу Родину, мирное небо над головой. А еще поздравляют тех воинов Великой Отечественной Войны, которые живут сегодня.

Основной момент.

Педагог-психолог: А вы бы хотели сегодня побыть защитниками - внимательными, смелыми, ловкими, отважными? Ответ детей.

Педагог-психолог: Молодцы ребята, вы быстро справились с разрезными картинками. Как вы уже догадались, команды будут называться «Танкисты» и «Летчики».

Разъясняю правила игры для участников.

Педагог-психолог: Ребята, прежде чем мы начнем игру, послушайте правила. Каждой команде будут по очереди задаваться вопросы и задания, когда задается вопрос одной команде, и она затрудняется ответить, другая команда не должна помогать при ответе, пока вопрос не будет передан другой команде. За каждый правильный ответ начисляют красные звездочки. Как вы думаете, что означала красная звезда у солдат в годы ВОВ? (ответ детей : красная звезда была знаком отличия, в первую очередь, она необходима для того, чтобы с первого взгляда и издалека отличать своих бойцов, от вражеских фашистских войск, а также отличать боевую технику своего войска от вражеской. Кроме того, его часто используют в качестве обозначения воинских званий. Он присутствует во всех атрибутах военного обмундирования, наносится на оружие и документы, изображается «на память» на видном месте).

Педагог-психолог: первый конкурс называется «Трудно в учении – легко в бою». Это викторина. Я буду задавать вопросы, поочередно, каждой команде. Вы готовы- начинаем. Первый вопрос команде… (смотреть по результатам, чья команда первая собрала разрезные картинки).

1. Как называется война, победу которой мы празднуем 9 Мая? (Великая Отечественная война.)

3. Сколько лет она продлилась? (Война продолжалась 4 года.)

4. Кто напал на нашу страну? (Фашистская Германия.)

5. В войне участвовали военные различных направлений. Какие? (летчики, моряки, танкисты, снайперы).

Знаете ли вы, где воевали:

6. военный флот? (На море, на воде.)

7. авиация? (В небе, в воздухе.)

8. пехота? (На суше, на земле.)

9. Как мы сейчас называем людей, прошедших войну и доживших до наших дней? (Ветераны.)

10. Что мы можем сделать, если 9 мая встретим ветерана? (Поздравить с праздником, поблагодарить за победу.)

Педагог-психолог: молодцы, дети. Вы много знаете о ВОВ, на все вопросы смогли ответить.

Педагог-психолог: ребята, пора и отдохнуть. Вы согласны? Игра «Будь внимателен»

Цель игры: стимулировать внимание; обучение быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы.

Оборудование: свисток, помещение с достаточным пространством для проведения игры.

Описание игры: дети стоят в кругу. По сигналу (хлопок) 1 раз - идут по кругу, по сигналу (хлопок) 2 раза - становятся летчиками, раздвигают руки в стороны и перемещаются по кругу, по сигналу (хлопка) 3 раза - дети становятся автоматчиками, изображают в руках автоматах, сопровождая звуками.

Педагог-психолог: Ребята, как вы думаете, какие главные качества помогали защитнику в бою? (ответ детей: смелость, отважность, самоотверженность и быть внимательным). Следующий конкурс называется « Внимательные защитники». Раздаю командам листы с заданиями.

Педагог-психолог: перед вами лежат карточки с заданиями, на которых изображены картинки, у них не хватает одного фрагмента. Ниже вы увидите фрагменты, которые подходят именно к тем картинкам, у которых его не хватает. Ваша задача выбрать правильный фрагмент. Первая выполнившая команда, поднимает руку вверх. Потом мы все вместе проверяем. После выполнения задания, обсуждение и награждение красной звездой.

Педагог-психолог: ребята, а как вы думаете? Что чувствовали солдаты, когда поняли что наступила война, (страх, испуг, злость, удивление), а когда наступила победа над фашистами (радость, гордость, грусть). Следующий конкурс будет называться «Изобрази эмоциями и жестами». Я каждой команде буду читать стихотворение, а вам нужно будет изобразить прочитанное сообщение с помощью мимики и жестов.

Навек запомни!

М. Исаковский

Отрывок

Куда б ни шёл, ни ехал ты,

Но здесь остановись,

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись.

Кто б ни был ты -

Рыбак, шахтёр,

Учёный иль пастух, -

Навек запомни: здесь лежит

Твой самый лучший друг.

И для тебя, и для меня

Он сделал все, что мог:

Себя в бою не пожалел,

А Родину сберег.

«День победы» (Т. Белозёрова)

Майский праздник - день Победы

Отмечает вся страна.

Надевают наши деды

Боевые ордена.

Их с утра зовёт дорога

На торжественный парад,

И задумчиво с порога

Вслед им бабушки глядят.

Педагог-психолог: Какие эмоции выражают прочитанные мной стихотворения? Вам было сложно выразить без слов стихотворение? Вы справились, молодцы.

Педагог-психолог: Ребята, как вы думаете, какая главная опасность на земле поджидала солдат? (Ответ детей- мины ). Конечно, защитникам нужно было внимательно смотреть, нет ли на их пути опасных мин. Следующий конкурс называется «Саперы». Вы знаете, кто такие саперы? (люди, которые занимаются поиском мин). Сейчас мы с вами будем саперами, на листе бумаги постараемся проложить путь, так, чтобы не наткнуться на мины.

У детей на листе бумаги стоит точка в середине клетки. …..

Педагог-психолог: Молодцы ребята, вот мы и побыли саперами, внимательными, ловкими, смелыми защитниками. Подведение итогов, подсчет звездочек. Вы много знаете о предстоящем празднике, были активными, внимательными - настоящие защитники, в память о ВОВ я вам дарю эти звездочки.

Рефлексия. Подведение итогов.

Ребята, а для чего использовалась красная звезда на технике, войск, документах?

Когда отмечает страна праздник День Победы?

МБДОУ «Детский сад №136» г. Чебоксары Чувашской Республике

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе «Прогулка по родному городу Чебоксары»

Подготовили: воспитатель

Иванова Татьяна Григорьевна

Чебоксары 2017

Аннотация.

В нашем дошкольном учреждении давно ведется работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Данное направление нацелено на развитие у старших дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к Родине, родному краю с помощью эмоциональных и чувственно-практических способов познания. Ключевые слова: патриотическое воспитание, модернизация, толерантность. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года» отмечена большая роль регионального компонента, позволяющего «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитать патриотов России, граждан, обладающих высокой толерантностью». Происходящие изменения в обществе выдвинули ряд важных, качественно новых задач по формированию у подрастающего поколения патриотизма и гражданственности. В связи с этим проблема нравственно-патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. На повышение общественного статуса патриотического воспитания детей ориентированы Федеральные законы: «О государственном флаге РФ», «О государстве ном гимне РФ». Кроме того, данная тема приобретает особую актуальность в период реализации ФГОС. Представленный материал может быть использован воспитателями в старших и подготовительных группах детских садов. Конспект раскрывает формы работы и методы организации детей при ознакомлении их с родным краем, позволяет решить много задач по нравственно - патриотическому воспитанию детей. Непосредственно - образовательная деятельность для детей седьмого года жизни.

Программное содержание:

Образовательные:

Продолжить работу по формированию нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста через приобщение их к истории народа, родного края, города, знакомство с прошлым и настоящим родного города.

Закрепить знание о символике города Чебоксары, Чувашской Республики;

Формировать интерес к культуре земляков, сохранять и приумножать достижения города;

Развивающие:

Развитие интеллектуального и творческого потенциала, расширение кругозора «Малая Родина»;

Развивать интерес к деятельности жителей города;

Развивать диалогическую речь у дошкольника, умение слушать своих товарищей;

Воспитательные:

Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, желание сохранить ее чистой и красивой;

Воспитывать чувство гордости за своих земляков и уважение к старшему поколению;

Воспитывать патриотизм, любовь к родному краю.

Предварительная работа :

 рассматривание альбомов с видами города, нахождение родного города на карте России, чтение стихотворений местных поэтов, беседы о художниках Чебоксар, рассматривание их картин в выставочном зале, заучивание стихотворений о Родине, экскурсии по городу, в музей, рисование на тему «Мой город», заучивание стихов и чтение произведений о Родине, использование различных видов деятельности при знакомстве дошкольников с родным городом . Прослушивание песен о Родине

Интеграция : социализация, коммуникация, познание, художественное творчество, труд.

Оборудование: аудио и видео оборудование, компьютер, мультимедиапроектор, бумага квадратной формы, мультимедийная презентация (см. Прило жение)

Ребята посмотрите пожалуйста на нашу книжную полку, здесь появилась интересная книжка про нашу Родину(вместе рассматривают книгу), а давайте побеседуем про неё.

 Скажите пожалуйста, в какой стране мы живем? (В России).

 Какая наша страна? (Красивая, богатая, большая, знаменитая).

 Как называемся мы с вами, граждане России? (Россияне).

 Какие государственные символы вы знаете? (Герб, флаг, гимн).

 Какие города России вы знаете? (Дети называют города). Россия - наше отечество, а Чебоксары- наша малая Родина. А что такое Родина? (рассуждения детей).

Правильно, это и наш детский сад, где мы играем; это и дом, где мы живем; это и наш город Чебоксары, где мы гуляем; это и наша Москва, столица - все это наша с вами Родина.

А что значит любить Родину? Да, это значит любоваться рассветом и закатом солнышка, радоваться цветами на клумбах; это значит беречь все живое: не ломать деревья, кормить птиц, любоваться бабочками; это значит гордиться нашей Родиной.

А теперь послушайте, как о своей любви к Родине говорят поэты, читаю стихотворение В. Степанова «Что мы Родиной зовем?»

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сегодня прогуляться по нашему городу, не выходя из садика. Разрешите мне быть вашим экскурсоводом, а вы побудете туристами и местными жителями

У каждого города есть свой герб. Посмотрите на экран, что изображено на гербе нашего города? Софья нам сейчас коротко расскажет, что символизирует герб нашего города.

Воспитатель : Мы продолжаем прогулку по нашему городу. Ребята,скажите мне пожалуйста, какая могучая река протекает рядом с нашим городом?(Волга)

Предлагаю показать, как протекают ручейки в наших окрестностях (проводиться игра «Ручеек» под песню в исполнении Л. Сенчиной «А по камушкам»).

Воспитатель : Ребята посмотрите на следующий слайд.Чебоксары-столица Чувашии, старинный волжский город с более чем 545-летней историей. Историю возникновения города нам расскажет Кирилл У.

Воспитатель: А еще мне хочется отметить, что в городе очень много памятников известным и знаменитым людям Чувашии и России- это памятники Ю.А.Гагарину, К.Иванову, М. Сеспелю и т.д.А сейчас Маша расскажет нам про памятник И.Я.Яковлеву, который мы видим на экране.

Воспитатель: Молодцы! Хочу поиграть с вами в игру «Продолжи стихотворение». Стихи будут А.С. Пушкина.  «У лукоморья дуб зеленый…»  «Уж небо осенью дышало…»  «Унылая пора…»  «Три девицы под окном» «Буря мглою небо кроет…»

Воспитатель: На следующем слайде мы видим легендарного героя, командира 25-ой Чапаевской дивизии, 12-ой Советской Армии Василия Ивановича Чапаева. В нашем городе люди достойно увековечили его память.

Имя В.И.Чапаева присвоено городам и поселкам, колхозам, предприятиям, школам и улицам. Про легендарного героя нам расскажет Настя.

Воспитатель: Давайте сделаем привал, сядем, отдохнем. Так пить захотелось! Вода есть, а пить не из чего. (Дети предлагают сделать стаканчики из бумаги способом оригами).

Воспитатель . Наше путешествие продолжается. Мы прибыли к месту вечной памяти павшим героям, которые отдали свои жизни за нашу мирную жизнь Даниил, расскажи, пожалуйста, об этом месте.

Воспитатель : Спасибо, Данила. Двигаемся дальше. У каждого чебоксарца есть свой любимый уголок в городе. У меня и моих друзей, это - залив. Очень красиво смотрятся на заливе старинные церкви и монастыри.

Про нашу гордость и красу-залив,нам расскажет Ульяна

Воспитатель : Посмотрите на следующий слайд. Узнаете это здание? Да, это наш родной детский сад. Мы вернулись туда, откуда начали прогулку. Давайте немного разомнемся.

Физкультминутка.

Здравствуй, мир (руки наверх)

Это - я! (на грудь)

А вокруг страна моя! (раскинуть)

Солнце в небесах горит (наверх)

И земля у ног - лежит! (наклон)

Там - леса! (замок вправо)

А там - поля! (замок влево)

Здесь - друзья (поворот головы)

И здесь друзья. (вправо и влево)

Здравствуй, дом - ты самый лучший (раскинуть с наклоном вниз)

Здравствуй, край родной могучий! (раскинуть с наклоном вверх)

Здравствуй же, страна моя! (раскинуть)

Здравствуй, мир!

Встречай меня!

Воспитатель : Наша экскурсия подошла к концу. Какие памятные места нашего города мы сегодня посетили? Что нового вы узнали?

Воспитатель: Я предлагаю всем нам провести флэшмоб в честь нашего родного города. Под песню «Этот город самый лучший город на земле», дети делают танцевальные движения

Воспитатель: На этом наша видео-экскурсия закончилась. Спасибо всем за внимание!