Пособия и льготы вдовам военнослужащих: порядок оформления положенных компенсаций. Льготы родителям и вдовам погибших военнослужащих срочной службы Едв трудоспособным вдовам погибших военнослужащих

Советский районный суд г. Тулы

Советский районный суд г. Тулы - СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Советский районный суд г. Тулы в составе

Председательствующего Бездетновой А.С.,

При секретаре Карманниковой О.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-817/11 по искам Устиновой Людмилы Петровны и Щербаха Надежды Ивановны к Управлению пенсионного фонда (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном как для участников Великой Отечественной Войны,

У с т а н о в и л:

Истцы обратились в суд с иском к Управлению пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, взыскании недополученных сумм ежемесячной денежной выплаты.

В обоснование заявленных требований сослались на то, что они являются родителями и женами военнослужащих погибших при исполнении обязанностей военной службы. В соответствии со ст. Федерального закона «О ветеранах» им начисляется и выплачивается ежемесячная денежная выплата, однако, полагают, что выплата ЕДВ как родителям и вдовам погибших военнослужащего производится с нарушением действующего российского законодательства. Ответчик в настоящее время начисляет и выплачивает им ЕДВ в соответствии с подпунктом 2 п. 4 ст. 23.1 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5, в то время как обязан производить начисления и выплаты с 01.01.2005 года. В соответствии со ст. 7 Закона СССР от 1.08.1989г. № 313-1 на родителей и вдов военнослужащих, погибших при защите СССР или исполнения обязанностей военной службы, распространяются льготы, установленные для участников ВОВ, следовательно и ЕДВ должна начисляться и выплачиваться в размере, определенном для участников ВОВ, именно с указанной даты.

Конституционный суд РФ в своем определении от 04.04.2007 г. № 331-О-П установил, что взаимосвязанные положения статьи Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) и пункта 19 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не могут рассматриваться, как позволяющие устанавливать ежемесячную денежную выплату матерям и родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, без учета ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот, которыми они пользовались до 1 января 2005 года в соответствии с предписаниями Федерального закона «О ветеранах» (пункт 3 статьи 11, пункт 1 статьи 15) и Закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» (статья 7), т.е. данная социальная выплата для этой категории граждан подлежит назначению в размере не ниже установленного для участников Великой Отечественной войны. Конституционно-правовой смысл указанных законоположений является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Они обратилась в УПФ РФ (ГУ) в г. Туле с заявлениями, в которых просили назначить ЕДВ в размере, определенном для участников ВОВ, с ДД.ММ.ГГГГ. Однако в ответах УПФ РФ в г. Туле отказало в пересмотре размера ЕДВ, ссылаясь на то, что это не предусмотрено действующим законодательством.

Полагают, что УПФ РФ (ГУ) в г.Туле нарушает право на получение ЕДВ в установленном действующим российским законодательством размере с момента его нарушения, то есть, с ДД.ММ.ГГГГ.

Просили признать за ними право на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, с ДД.ММ.ГГГГ год по ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с УПФ РФ (ГУ) в недополученную ежемесячную денежную выплату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в размере 48 814 рублей 07 копеек.

В ходе рассмотрения дела истцы, уточнили свои исковые требования, просили суд признать за ними право на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, с ДД.ММ.ГГГГ год по ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с УПФ РФ (ГУ) в г.Туле недополученную ежемесячную денежную выплату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в размере 48 039 рубля 98 копеек; взыскать с УПФ РФ (ГУ) в г.Туле судебные расходы в сумме 3000 рублей.

В судебное заседание истцы не явились. О дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Представили письменные заявления о рассмотрении дела в их отсутствии.

Представители ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле по доверенностям – Фалдина А.В. и Морозова А.А. заявленные исковые требования не признали, указав на то, что согласно Определению Конституционного Суда РФ 04.04.2007 г. № 331-ОП не допускается установление родителям и женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, у которых до 01.01.2005г. в соответствии с Законом СССР № 313-1 от 01.08.1989 г. «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников ВОВ из числа военнослужащих, ежемесячной денежной выплаты в размере не ниже размера данной выплаты, назначаемой в соответствии с п.п.2 п.4 ст.23.1. Ф3 «О ветеранах» участникам ВОВ. К вышеуказанному кругу лиц относятся родители и жены: военнослужащих, погибших при защите СССР, военнослужащих, погибших при исполнении иных обязанностей военной службы, умерших военнослужащих, признанными инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья, полученных при защите СССР, и заболевания, связанного с пребыванием на фронте, гибель или смерть которых наступила до 16 января 1995 г.

Данное определение Конституционного суда вступило в силу 04 апреля 2007 года. При этом порядок вступления в силу данного определения в нем специально не оговаривается, поэтому действует общий порядок, предусмотренный ст. 75 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», то есть с момента его провозглашения (4 апреля 2007 г.). С указанного момента положения п. п. 9, 10 и 19 ст. 44 Федерального закона № 122-ФЗ, ст. , п. 2 ст. и ст. Федерального закона «"О ветеранах» должны применяться и реализовываться в соответствии с вышеприведенным конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом Российской Федерации.

С момента вступления в силу решения Конституционного Суда Российской Федерации такие акты не могут применяться и реализовываться каким-либо иным способом. Согласно ч.1 и ч.3 ст.79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», акты или его отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу с момента провозглашения постановления Конституционного Суда Российской Федерации. На основании изложенного, просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, истцы Устинова Л.П. и Щербаха Н.И. как вдовы погибших военнослужащих при исполнении обязанностей военной службы являются получателями ежемесячной денежной выплаты по категории «родители и жены погибших военнослужащих, приравненных к участникам ВОВ» в соответствии с подп. 2 п.4 ст. Федерального закона «О ветеранах» с ДД.ММ.ГГГГ

Гибель или смерть детей и супругов истцов наступила до ДД.ММ.ГГГГ, а именно: у Устиновой Л.П. погиб супруг Устинов Н.В. – ДД.ММ.ГГГГ, у Щербаха Н.И. – погиб супруг Щербаха В.М. – ДД.ММ.ГГГГ

Истцы обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле с заявлением о назначении им ежемесячной денежной выплаты (далее ЕДВ) в размере, определенном для участников Великой Отечественной войны, с ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из ответов УПФР в г.Туле указанный территориальный орган Пенсионного фонда РФ отказал истцам в установлении ЕДВ по категории «родители и жены погибших военнослужащих, приравненные к участникам Великой Отечественной войны» с указной даты с ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на то, что это не предусмотрено действующим законодательством. При этом, ответчиком право истцов на получение единовременной выплаты в размере, установленном для участников ВОВ, как родителей и жен погибших при прохождении срочной военной службы военнослужащих, не оспаривается и с ДД.ММ.ГГГГ указанная льгота им предоставляется.

Разрешая заявленные истицами требования о назначении ежемесячной денежной выплаты в размере, определенном для участников Великой Отечественной войны, с ДД.ММ.ГГГГ, а также давая оценку выводам УПФР в г.Туле, изложенным в письме, имеющихся в деле, суд приходит к следующему.

Р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Устиновой Людмилы Петровны и Щербаха Надежды Ивановны к Управлению пенсионного фонда (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном как для участников Великой Отечественной Войны – отказать.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме через Советский районный суд г.Тулы.

Председательствующий подпись А.С.Бездетнова

Вопрос о ежемесячных денежных выплатах родственникам погибших военнослужащих, на который пыталась ответить (см. номер от 1.07.2010 г.), остается открытым.

В редакционный материал вкралась неточность - связанная с противоречивостью правового положения этих льготников: выплаты в рамках одной категории различаются в 2,5 раза, причем их размер нередко определяют суды, вынося в одинаковых случаях противоположные решения.

Попали в окружение

Коллизия складывалась 20 лет. Закон СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" от 1 августа 1989 года приравнял членов семей военных, погибших (умерших) при исполнении служебных обязанностей, к участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Потом появился Закон РФ "О ветеранах" от 12 января 1995 года - но статус родителей и вдов чиновники фактически определяли по советским нормам. А вот в 2004 году, с выходом Закона "о монетизации льгот", членов семей военных приравняли уже к ветеранам боевых действий - менее защищенной группе льготников. Путем корректировки ФЗ "О ветеранах": задним числом. До 16 января 1995 года (включительно) для них "стали" актуальны нормы 1989-го, после - 2004-го.

Итак, до монетизации родные погибших получали одинаковые наборы льгот, установленных для участников ВОВ. Теперь же ветеранам Великой Отечественной начали выдавать по 1050 рублей в месяц, а членам семей погибших военнослужащих - по 150. Плюс соцпакет стоимостью 450 рублей, которым было трудно воспользоваться.

18 вдов военных из Воронежа эти правила оспорили. Вера Уварова, председатель областного движения жен погибших военнослужащих, дошла до Конституционного суда. В определении по ее делу (№ 331-О-П от 4 апреля 2007 года) сказано: если жены военнослужащих до 2005 года получили и реализовали право на льготы согласно советскому закону - то ЕДВ меньшего, чем для участников ВОВ, размера им назначать нельзя.

Выходит, родители и вдовы, имевшие до монетизации "большие" льготы (независимо от даты гибели сыновей и мужей), должны получать и "большие" ЕДВ - сегодня это 2547 рублей. Но автоматическое увеличение выплат Пенсионный фонд произвел не всем. Многим выдают 1019,7 рубля (аналог тех 150+450). Дискуссии об этом с участием КС РФ завершились разъяснением: члены семей военнослужащих, погибших или умерших после 16 января 1995 года, к участникам ВОВ не приравнены.

Этой позиции придерживается и отделение ПФР по Воронежской области, судя по ответу начальника отдела социальных выплат Ирины Болквадзе:

С принятием ФЗ "О ветеранах" Закон СССР от 1 августа 1989 года утратил юридическую силу. Однако из определения Конституционного суда РФ от 4 апреля 2007 года № 331-О-П следует, что родителям и женам погибших военнослужащих, которым ранее предоставлялись льготы на основании указанного Закона СССР, установление ЕДВ следует производить в размере не ниже, чем для участников Великой Отечественной. При этом юридически значимым является факт гибели (смерти) военнослужащего, наступившей до вступления в силу Закона "О ветеранах" (то есть до 16 января 1995 года), при указанных в Законе СССР обстоятельствах.

Вера Кобелева, Елена Чепик и Елизавета Шведова, чьи мужья погибли в начале нулевых - до монетизации, получали натуральные льготы как участники ВОВ и после определения КС по делу Уваровой ждали перерасчета. Через три года отправились в суд. "В областном нам сказали: для вдов, которые обратились в КС, сделали исключение, а вам не положено. Разве Конституция существует для нескольких человек? - удивляются женщины. - Многие наши девочки начинали судиться, но сдались, проиграв в первой инстанции. Мы пойдем до конца".

Дело принципа? Во многом. Но и материальную его сторону не стоит преуменьшать. Обе женщины остались вдовами с двумя несовершеннолетними детьми ("Муж погиб в апреле, выплаты детям стали приходить с октября. Моей зарплаты не хватало, бутылки собирали", - вспоминает Елизавета). Обе служили в армии, позже были вынуждены уволиться. Пенсии по случаю потери кормильца получать рано, гражданские специальности забыты - устраивались на работу, как говорит Елена, по принципу "куда возьмут". В итоге оклада даже на оплату квартиры и коммунальных счетов не хватает.

Приходится слышать: почему вдовы военных ждут от государства денег, их мужья знали, на что шли. Да, но они думали, что в случае чего их родные не будут брошены, - произносит Елена. - Военные мотались по "точкам" с семьями. Быт никакой, зачастую - угроза для жизни. И теперь мы за копейки бьемся…

…Если бы они выиграли суд, компенсации по ЕДВ с 2007 года составили бы около 70 тысяч рублей.

Огонь на себя

По наблюдениям юристов всероссийского фонда "Право Матери", перерасчеты ЕДВ были сделаны в 90 процентах случаев. Но до сих пор борются за свои права родители тех, кого не стало в январе 1995 года - в разгар чеченской кампании. Военные гибли каждый день, а их смерти волей законодателя сделались качественно разными.

Ребята из одного города погибли в одной операции. Один поздно вечером 16-го, другой - буквально в 00:30 17-го января. Мать второго получает на полторы тысячи рублей меньше, - рассказала юрист фонда "Право Матери" Анна Мукасеева. - Или: мальчик погиб 1 января 1995 года, но удостоверения о праве на льготы его родители не могли получить до 16 января. В таких случаях в Калмыкии, Удмуртии и Владимирской области им не назначали ЕДВ как участникам ВОВ. Мы обратились в исполнительную дирекцию Пенсионного фонда, и вопросы для этих регионов были решены. Сложнее, когда военнослужащие считались пропавшими без вести. Суды, устанавливая их личность, "назначали" датой смерти дату вынесения своего решения. Приходится это оспаривать.

Еще одна проблема - Пенсионный фонд делал перерасчет ЕДВ с 4 апреля 2007 года, когда было вынесено определение КС, а не с 1 января 2005-го, когда началась монетизация. Отсудить компенсации за "выпавшие" годы удалось, по словам Мукасеевой, в Москве и Зеленограде: "По Гражданскому кодексу право восстанавливается с момента его нарушения".

Иногда ПФР отказывается начислять ЕДВ родным погибшего под предлогом того, что по документам он не погиб, а умер. Но обосновать тождественность этих понятий в суде вполне реально.

Регионы иногда приходится буквально пробивать - кассационными и надзорными жалобами. Часто причина в неправильно составленном иске. Собираясь судиться без помощи юристов - семь раз отмерьте! Услышали на суде непонятное слово - запишите и сразу попросите перенести заседание на другой день, чтобы разобраться, - объяснила Анна Мукасеева. - Ваш проигрыш может стать плохим прецедентом для региона.

Инициатива

На фоне отдельных побед общая несправедливость еще заметнее. В некоторых субъектах Федерации (Свердловская область, Санкт-Петербург) введены меры поддержки для родственников тех военных, что погибли после 16 января 1995-го. Но это не решает проблему в реальном масштабе.

Юристы фонда "Право Матери" предлагают внести изменения в пункт 4 статьи 23.1 Закона "О ветеранах" (указанные ниже суммы подлежат индексации и на данный момент изменены):

4. Ежемесячная денежная выплата устанавливается в размере:
<...>

2) участникам Великой Отечественной войны, [членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, членам семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны - включить] - 2 316 рублей;
<...>

4) военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, <...> членам экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств, [членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, членам семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны - исключить], а также членам семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда - 927 рублей.
Это предложение поддержал уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин. Оно направлено в Госдуму и ряд инстанций, обладающих правом законодательной инициативы.

Прямая речь

Вероника Марченко, председатель правления фонда "Право Матери":

После принятия Конституционным судом определения по жалобе Веры Уваровой категория "члены семьи погибших военнослужащих" разделилась: одни получают 2547,6 рубля, другие - 1019,7 рубля. Разница ощутимая и, по нашему мнению, недопустимая. Статья 19 Конституции РФ запрещает дискриминацию прав по каким-либо обстоятельствам. Тем более - как здесь, внутри одной категории населения. Дата 16 января 1995 года разделяет вооруженный конфликт в Чечне и на прилегающих к ней территориях, длившийся с декабря 1994 по декабрь 1996 года. Пока ФЗ "О ветеранах" не изменен, de jure члены семей военнослужащих, погибших в период действия Закона "О ветеранах", могут получать социальное обеспечение только по статье 21 (которая устанавливает меньший размер ЕДВ). Но de facto они не должны быть дискриминированы.

Справка "РГ"

Фонд "Право Матери" с 1990 года бесплатно консультирует родственников военнослужащих, погибших в мирное время на территории России и СНГ, и представляет их интересы в судах.

Навигация по статье

6 931

В случае смерти или гибели военнослужащего члены его семьи, а именно родственники офицеров, прапорщиков, мичманов, солдат, сержантов, старшин и матросов, в определенных случаях имеют право на ежемесячные выплаты в денежном эквиваленте из числа по государственному пенсионному обеспечению.

Если военнослужащий погиб в результате противоправных деяний, то вместо данной выплаты членам его семьи устанавливают по потере кормильца.

Права на пенсию по потере кормильца членов семей военнослужащих

На материальное обеспечение от государства по случаю потери кормильца могут претендовать нетрудоспособные родственники гражданина, погибшего или умершего во время прохождения воинской службы или в течение трех месяцев со дня увольнения, которые находились на его иждивении. Получателями могут стать:

  • несовершеннолетние и совершеннолетние (до 23 лет) дети, внуки, братья и сестры ;
  • супруг или супруга ;
  • родители ;
  • дедушка и бабушка старше 60 и 55 лет соответственно или имеющие инвалидность, если у них нет законных лиц, которые обязаны их содержать;
  • безработные брат или сестра, дедушка или бабушка на иждивении которых находятся дети до 14 лет.

Также к ним приравниваются члены семьи военнослужащего, который скончался от ранений и заболеваний, полученных в период прохождения службы, и родные военных пенсионеров.

Независимо от нахождения на иждивении умершего данная выплата устанавливается :

  • несовершеннолетним детям;
  • отцу, матери, мужу (жене), если у них нет средств к существованию;
  • родителям и вдовам погибшего во время прохождения службы по призыву.

При этом родственников военнообязанного, который признан пропавшим без вести во время военных действий, приравнивают к семьям погибших на фронте .

Пенсия по потере кормильца детям военнослужащих

Право на данную выплату имеют дети умершего военнослужащего, в том числе усыновленные, законные пасынки и падчерицы:

  • не достигшие возраста 18 лет ;
  • достигшие 18 лет, но которые проходят обучение по очной форме в государственных образовательных учреждениях (кроме тех организаций, где обучение связано с поступлением на военную службу или службу ОВД), в том числе и иностранных, до окончания обучения, но до достижения ими возраста 23 лет.

Если дети стали инвалидами в несовершеннолетнем возрасте, то материальное обеспечение по случаю потери кормильца будет выплачиваться им и после достижения 23 лет .

Несовершеннолетние и совершеннолетние сестры, братья и внуки погибшего гражданина, проходившего военную службу, также имеют право на данную пенсию наравне с детьми военнослужащего, но при условии, что у них нет трудоспособных родителей .

Пенсия вдове военного пенсионера (супругам умершего)

Супруг старше 60 лет или супруга старше 55 лет погибшего военнослужащего также вправе требовать эту выплату. А если они являются инвалидами, то это пенсионное обеспечение устанавливается и выплачивается им ранее указанного срока .

Выплата также назначается, если у безработного супруга (супруги) умершего военнослужащего есть на иждивении ребенок, не достигший возраста 14 лет. При этом возраст получателя не учитывается.

Жена или муж гражданина, который умер вследствие военной травмы, полученной при защите Родины на фронте или за границей (где велись военные действия), согласно статье 30 закона РФ № 4468-1 могут ежемесячно получать пенсию на льготных условиях . При этом право на данное обеспечение возникает у граждан:

  • старше 50 лет (условие для женщин);
  • старше 55 лет (условие для мужчин).

Но если гражданин моложе указанного возраста и у него на иждивении находится ребенок младше 8 лет , то данное денежное обеспечение устанавливается независимо от его возраста и трудоспособности. Также в данном случае не имеет значения, работает получатель или нет.

В соответствии со статьей 35 закона РФ № 4468-1 государственное материальное обеспечение по случаю потери кормильца сохраняется и выплачивается супругу погибшего в полном объеме, даже после вступления в новый брак .

А вот вдова гражданина, погибшего во время прохождения военной службы по призыву по причине военной травмы, вправе получать денежные выплаты по случаю потери кормильца, если она достигла возраста 55 лет и не вступила в новый брак .

Военная пенсия родителям погибших военнослужащих

Отец умершего военнослужащего старше 60 лет и мать старше 55 лет имеют право на эту выплату. А родители-инвалиды могут получать денежные средства независимо от возраста .

  • Если один из родителей погибшего гражданина данной категории населения не работает и занят воспитанием ребенка (в том числе брата, сестры или внука умершего), которому нет 14 лет, данная пенсия устанавливается независимо от трудоспособности и возраста получателя.
  • Если военнообязанный погиб в период прохождения военной службы по призыву вследствие травмы на фронте или в результате военных действий за границей, то его родители вправе получать денежное обеспечение, если они старше 50 и 55 лет (женщины и мужчины соответственно).

Усыновители, отчим и мачеха, имеют полное право на получение данных средств наравне с родными родителями , если на их содержании умерший военнослужащий находился не менее 5 лет.

Размер пенсии по потере кормильца в 2019 году

Размер ежемесячного денежного обеспечения по случаю потери кормильца напрямую зависит от причины гибели военнослужащего и вида военной службы, которую он проходил. Пенсия родственникам военного, служащего по контракту , рассчитывается исходя из суммы денежного довольствия (ДД), описанной в ст. 43 закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1, и исчисляется следующим образом:

  • 50% от ДД - семьям военнослужащих, погибших в результате военной травмы;
  • 40% ОТ ДД - семьям военнослужащих, погибших в результате заболевания, полученного в ходе службы.

После индексации денежного довольствия в январе 2018 года пенсии военнослужащих и членов их семей увеличились на 4% .
Для родственников военнослужащих, которые проходили службу по призыву , пенсия исчисляется исходя из расчетного размере пенсии (социальной пенсии):

  • Если гражданин, проходивший военную службу погиб в результате военной травмы, то его родственникам положены выплаты в размере 200% от размера социальной пенсии на каждого. По апрель 2018 года данный вид обеспечения составляет 10068,5 рублей (после - 10471,24 руб.).
  • Если военнообязанный умер вследствие заболевания, которое он получил во время прохождения военной службы, то каждому нетрудоспособному члену его семьи выплачиваются денежные средства в размере 150% от социальной выплаты . До апреля 2018 года это 7551,38 рублей (после - 7853,43 руб.).

Кроме этого, для жителей Крайнего Севера и районов с тяжелыми климатическими условиями размер увеличивается на районный коэффициент в зависимости от региона проживания.

Пенсия в увеличенном размере выплачивается в течение проживания гражданина. При переезде на новое место жительства, не относящееся к данным районам, выплата осуществляется без учета коэффициента.

В соответствии со статьей 38 Закона РФ № 4468-1 к данной пенсии по случаю потери кормильца предусмотрены надбавки (исчисляются из расчетного размера):

  • инвалидам первой группы - 100%;
  • гражданам, достигшим возраста 80 лет - 100%;
  • детям-инвалидам и инвалидам с детства первой и второй групп, у которых нет родителей, в размере 32% от расчетного размера пенсии.

Военнослужащий Харламов Владислав Борисович и его жена Харламова Елена Семеновна одиннадцать лет назад удочерили в младенческом возрасте девочку Екатерину. Через некоторое время в семье появился еще один ребенок - Наталья. Елена Семеновна официально никогда нигде не работала. Недавно Владислав Борисович погиб при исполнении задания.

Так как гражданин Харламов являлся военнослужащим и был убит во время службы, его семье положены государственные денежные выплаты по случаю потери кормильца. Гражданка Харламова и ее несовершеннолетняя дочь Наталья будут ежемесячно получать государственное денежное обеспечение в размере 50% от суммы денежного довольствия военного. Харламова Екатерина Владиславовна также имеет право на установление данного вида выплаты наравне с родной дочерью погибшего.

Назначение пенсии членам семей военнослужащих

Для назначения выплат по случаю потери кормильца необходимо подать соответствующее заявление и необходимые документы без ограничения во времени в многофункциональный центр (МФЦ) или в территориальный орган ПФР по месту жительства или по месту регистрации:

  • по почте;
  • электронным документом через личный кабинет на официальном сайте Пенсионного фонда РФ.

Необходимый пакет документов для установления данного вида пенсии включает в себя:

  1. соответствующее заявление (бланк имеется на официальном сайте ПФР);
  2. паспорт получателя или другой документ, подтверждающий личность, возраст и гражданство;
  3. свидетельство о смерти военнослужащего или решение суда (если гражданин пропал без вести);
  4. документы, подтверждающие родственные отношения с умершим гражданином (свидетельство о рождении, усыновлении или удочерении, о заключении или расторжении брака);
  5. прочие документы, которые могут потребоваться в отдельных случаях.

Прочими документами могут стать всевозможные справки жилищных органов, о доходах, из образовательных учреждений и так далее.

Документы можно подать лично или через законного представителя. Во втором случае представителю к необходимым документам получателя нужно представить свой паспорт и нотариально заверенный документ (доверенность ).

Выплата пенсии по случаю потери кормильца семьям военных

Пенсионер вправе выбрать способ получения денежных средств. В настоящее время существует несколько способов доставки пенсии:

  • отделение Почты России;
  • организация, которая занимается доставкой пенсий. Полный перечень таких организаций есть в территориальном органе Пенсионного фонда РФ;
  • отделение банка (счет в любом банке);
  • банковская карта.

При выборе первого или второго способа из вышеперечисленных гражданин может оформить доставку на дом .

Также получатель денежных средств имеет право изменить способ доставки, предварительно поставив в известность ПФР. Сделать это можно подав соответствующее заявление письменно в территориальном органе Пенсионного фонда, или в электронном виде через личный кабинет на официальном сайте ПФР.

Срок выплаты пенсии по потере кормильца

Право на пенсию по потере кормильца возникает со дня смерти военнослужащего . Данное материальное обеспечение устанавливается родственникам погибших или умерших военных на весь период нетрудоспособности и выплачивается ежемесячно . Мужчинам и женщинам, достигшим общеустановленного в Российской Федерации пенсионного возраста, назначается бессрочно (до конца жизни).

Если граждане по каким-либо причинам обратились за позже, то денежные средства будут выплачены за прошедший период, но не более чем за 12 месяцев .

Прекращение выплаты пенсии

В соответствии со статьей 41 Закона РФ № 4468-1 данная выплата может быть прекращена , если в семье произошли определенные изменения, влекущие за собой утрату права на получение этого обеспечения. Такими изменениями в некоторых случаях могут стать:

  • смерть получателя;
  • вступление в новый брак;
  • официальное трудоустройство;
  • признание гражданина трудоспособным;
  • достижение определенного возраста и так далее.

В этом случае денежные средства будут выплачены последний раз в том месяце, в котором произошло это изменение.

Право членов семьи на получение второй пенсии

Две пенсии одновременно могут быть установлены некоторым родственникам военнослужащего, который погиб в период прохождения военной службы по призыву . Такими родственниками могут быть:

  • родителям;
  • вдовам, при условии, что женщины не вступили в новый брак.

Законодательно установлено, данные граждане могут одновременно получать государственное обеспечение по случаю потери кормильца и:

  • любой , кроме идентичной данной;
  • государственную выплату за выслугу лет;
  • государственное обеспечение по инвалидности.

Для назначения второй выплаты необходимо обратиться с заявлением в территориальный орган ПФР по месту жительства или по месту регистрации.

Заключение

В случае смерти или трагической гибели военнослужащего государство гарантирует ежемесячную материальную помощь членам его семьи. Кроме этого для некоторых родственников умершего предусмотрены определенные надбавки или даже право на вторую пенсию .

В зависимости от того, что стало причиной смерти военнослужащего, определяется размер пенсионного обеспечения. Каждый год выплаты повышаются, происходит это в результате индексации , которую ежегодно 1 апреля повышает государство.

До 2005 года социальная поддержка родных и семей погибших либо пропавших без вести военнослужащих осуществлялась выделением натуральных льгот, как проезд на общественном транспорте бесплатно, выделение лекарств, освобождение от некоторых налогов. Принятие, так называемого Закона о монетизации льгот, позволило заменить некоторые натуральные льготы ежемесячными денежными выплатами (ЕДВ) или ежемесячными денежными компенсациями при потере кормильца военнослужащего. Например, компенсация расходов на жильё семьям погибших военнослужащих.

Кто имеет право на получение компенсации

Членами семьи погибшего военного, которым полагается выплата, при потере кормильца являются:

  • вдовы либо вдовцы, не зарегистрировавшие повторный брак;
  • дети несовершеннолетнего возраста;
  • совершеннолетние дети, получившие инвалидность до достижения совершеннолетия;
  • дети-студенты, возраст которых менее 23 лет;
  • другие члены семьи, которые находились на иждивении.

Подходы к назначению ежемесячной выплаты

ЕДВ родным погибшего военного назначается на основании следующих признаков:

  1. Имущество, доходы погибшего, умершего военнослужащего были единственным источником существования претендующих на ЕДВ родственников, детей.
  2. Оказание помощи своим родственникам было постоянным действием, и оказывалась постоянно и по доброй воле. То есть выделяемые средства были основным источником существования.

Эти факты требуют особого подтверждения и зачастую вызывают много проблем при назначении ЕДВ родным погибшего военнослужащего.

Матерям, отцам, вдовам приходится доказывать характер, размеры материальной помощи военного, наличие детей, которые оказывали либо могли оказывать помощь.

Для подтверждения следует прикладывать соответствующие документы:

  • талоны почтовых переводов,
  • расчетные листы к денежному аттестату,
  • копии исполнительных листов.

При невозможности установить нахождение на иждивении по причине отсутствия необходимых документов приходится обращаться в судебные органы либо, отправив заявление в прокуратуру, после чего прокурор может возбудить дело.

Документы для подачи заявления на выплату

Для получения ЕДВ при потере кормильца на ребёнка военного, либо на других членов семьи, необходимо в территориальное отделение пенсионного фонда предоставить пакет документов:

  • заявление;
  • паспорт;
  • для ребенка документ о рождении либо об усыновлении, с информацией о гражданстве, установленной инвалидности (при наличии), старше 18 лет – подтверждение о получении образования в очной форме;
  • удостоверение либо справка установленного образца, подтверждающие факт гибели военнослужащего;
  • копия брачного свидетельства;
  • реквизиты счета.

Право на получение ежемесячной денежного пособия на детей погибшего военнослужащего, как и остальных членов семьи, дается при наличии справки, установленной формы, либо удостоверения. Для получения последнего необходимо обратиться в органы пенсионного обеспечения с документами:

  • справка, удостоверяющая военную службу погибшего;
  • свидетельство о смерти погибшего;
  • свидетельства, подтверждающие родство с погибшим;
  • справка, удостоверяющая право на пенсию по причине гибели кормильца.
Ежемесячная денежная компенсация на детей погибшего военного, на вдову (вдовца), других родственников выплачивается в установленном законом порядке территориальным отделением ПФР, размер выплаты индексируется ежегодно.
Сроки для принятия решения по ЕДВ

Ежемесячная денежная выплата на родных погибших военнослужащих, а также на детей назначается с момента подачи заявления.

Решение о назначении, размере ЕДВ должно быть вынесено не позже десяти дней после обращения.

При отказе в удовлетворении просьбы заявителя, сотрудники пенсионного фонда обязаны за пять дней уведомить обратившегося заявителя, указав причины отказа, порядок обжалования и возвратив все документы.
Нюансы социальной поддержки

До сих пор не устранены некоторые противоречия в объеме социальной поддержки для семей военнослужащих, проходивших службу и погибших до 1995 года и после него. В несколько другой ситуации находятся семьи погибших военных, которые ушли из жизни ранее этой даты. На них распространяется ряд льгот, которыми обеспечиваются участники ВОВ, хотя и эти льготы значительно уступают льготам, предназначенным ветеранам.

Определение Пензенского областного суда от 22.04.2008 по делу N 33-746 Исковые требования об обязании ответчика возобновить ежемесячные денежные выплаты как вдове погибшего в ходе боевых действий в Чеченской Республике сотрудника ОВД удовлетворены, поскольку истец приравнен по своему правовому статусу к членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, которые отнесены к числу получателей ежемесячной денежной выплаты.

ПЕНЗЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья: Овчаренко А.Н.

22 апреля 2008 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

Председательствующего Мамоновой Т.И.

Судей Моисеевой Л.Т. и Елагиной Т.В.

заслушали в открытом судебном заседании по докладу Моисеевой Л.Т. дело по кассационной жалобе начальника Управления ПФР по Ленинскому району г. Пензы Т.В. Ануфриевой на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 18 февраля 2008 года, которым постановлено:

Иск К.Н. удовлетворить.

Признать за К.Н. право на получение мер социальной поддержки, установленных ч. 1 ст. 21 Федерального закона “О ветеранах“.

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Пензы возобновить К.Н. ежемесячную денежную выплату, установленную ст. 23.1 Федерального закона “О ветеранах“, с 1 апреля 2005 года с учетом подачи заявления об отказе от набора социальных услуг в натуральном виде.

Заслушав доклад судьи Моисеевой Л.Т., заслушав объяснения представителя К.Н. - Р.С. (по доверенности), просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

К.Н. обратилась в суд с иском к Пенсионному фонду в лице ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Пензы и просила обязать ответчика возобновить ежемесячные денежные выплаты, право на которые она имеет как вдова погибшего в ходе боевых действий в Чеченской Республике сотрудника органов внутренних дел.

В обоснование своих требований истица указала, что ее муж, К.И., находясь в служебной командировке, погиб 12 мая 2002 года при исполнении служебных обязанностей в городе Грозном Чеченской Республики.

Пенсионным отделением ФЭО УВД Пензенской области 31 июля 2002 года ей было выдано удостоверение как вдове погибшего воина, в котором указано, что она в соответствии со ст. 21 ФЗ РФ “О ветеранах“ имеет право на льготы, установленные данной нормой. В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30 ноября 2004 года N 294 “Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации“ истица была включена в регистр федеральных льготников и с 1 января 2005 года ей выплачивались ежемесячные денежные выплаты.

Однако в апреле 2005 года ответчик прекратил выплачивать эти средства, что она считает незаконным.

Просила признать за ней право на пользование мерами социальной защиты, установленными ч. 1 ст. 21 ФЗ “О ветеранах“, признать действия ответчика по прекращению ежемесячных денежных выплат неправомерными, обязать ответчика возобновить ежемесячные денежные выплаты с апреля 2005 года в размере, установленном ст. 154 ФЗ РФ от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты РФ“, с учетом подачи в пенсионный орган заявления об отказе от набора социальных услуг в натуральном виде.

Истица К.Н. в судебное заседание не явилась, в письменном ходатайстве просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель истицы К.Н. - Р.С., действующий на основании доверенности от 24 октября 2007 года, иск своей доверительницы поддержал и просил его удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении, исковые требования уточнил и просил суд: 1) признать за К.Н. право на получение мер социальной поддержки, установленных ч. 1 ст. 21 Федерального закона “О ветеранах“; 2) обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Пензы возобновить К.Н. ежемесячную денежную выплату, установленную ст. 23.1 Федерального закона “О ветеранах“, с 1 апреля 2005 года с учетом подачи заявления об отказе от набора социальных услуг в натуральном виде.

Представитель ответчика - ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Пензы - Торкина В.А., действующая на основании доверенности от 9 января 2008 года, исковые требования не признала, пояснив, что поскольку К.Н. не относится ни к одной из категорий граждан, перечисленных в ч. 1 и ч. 2 ст. 21 и ст. 23.1 Федерального закона “О ветеранах“, она не имеет право на меры социальной поддержки, в т.ч. права на получение ежемесячных денежных выплат. Часть 1 ст. 21 указанного Закона определяет такое право членов семьи погибших только при условии, если они являются нетрудоспособными. К.Н. является трудоспособной, а потому ежемесячные денежные выплаты прекращены ей правомерно.

Представитель третьего лица - ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Пензенской области в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

Ленинский районный суд постановил вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе начальник ГУ УПФР по Ленинскому району г. Пензы Т.В. Ануфриева просит отменить решение суда как незаконное, постановленное с нарушением норм материального права.

Не отрицая, что истица действительно является вдовой сотрудника органов внутренних дел, погибшего при исполнении служебных обязанностей в период прохождения службы, кассатор считает, что ей обоснованно прекращены ранее назначенные ежемесячные денежные выплаты, поскольку ст. 21 ФЗ РФ “О ветеранах“ предусматривает, что такие выплаты могут получать лишь те вдовы погибших сотрудников органов внутренних дел, которые являются нетрудоспособными, состоящими на иждивении погибшего и получающего пенсию по случаю потери кормильца. Истица же является трудоспособной и пенсию по случаю потери кормильца не получает.

По мнению кассатора, суд неправильно истолковал положения ст. 21 ФЗ РФ “О ветеранах“.

Обсудив доводы жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Удовлетворяя иск К.Н., суд признал установленным и исходил из того, что ее требования соответствуют закону и подтверждены соответствующими доказательствами.

Данный вывод суда является правильным.

В судебном заседании установлено, что К.Н. является вдовой сотрудника органов внутренних дел К.И., погибшего 12 мая 2002 года при исполнении служебных обязанностей в ходе боевых действий в Чеченской Республике.

Решением ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Пензы от 27 декабря 2004 года К.Н., как члену семьи погибшего сотрудника органов внутренних дел, с 1 января 2005 года пожизненно была назначена ежемесячная денежная выплата в размере 150 руб. (л.д. 35).

Однако решением ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Пензы от 22 марта 2005 года ежемесячная денежная выплата истице была прекращена с 1 апреля 2005 года (л.д. 41).

Письмом Отделения Пенсионного фонда РФ по Пензенской области от 18 октября 2007 года N 16/6019 была подтверждена правомерность указанного решения и истице было сообщено о невозможности возобновления ежемесячной денежной выплаты.

По мнению ответчика, К.Н. как вдова сотрудника органов внутренних дел, погибшего при исполнении служебных обязанностей, не имеет права на меры социальной поддержки, предусмотренные ФЗ РФ “О ветеранах“, поскольку, являясь трудоспособной, не относится ни к одной из категорий граждан, перечисленных в ч. 1 и ч. 2 ст. 21 и ст. 23.1 ФЗ РФ “О ветеранах“.

Однако суд обоснованно пришел к выводу о неправильности выводов ответчика.

При этом суд, проанализировав положения соответствующих норм ФЗ РФ “О ветеранах“, Закона РФ “О милиции“, исходил из следующего.

В соответствии с положениями ст. ст. 14 - 16 ФЗ РФ “О ветеранах“ при жизни инвалидам войны, участникам Великой Отечественной войны и ветеранам боевых действий, в том числе членам их семей, совместно с ними проживающим, предоставлены меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартира - занимаемой жилой площади).

В случае их гибели (смерти), исходя из толкования ответчиком положений ст. 21 этого Закона, член семьи (вдова), в случае ее трудоспособности, теряет названную меру социальной поддержки, как и ряд других, предусмотренных п. 1 ст. 21 ФЗ “О ветеранах“.

В соответствии с п. 3 Правил предоставления членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 августа 2005 года N 475, к членам семей погибших (умерших) военнослужащих, которым положены компенсационные выплаты, относятся, в частности, вдовы (вдовцы) за исключением вступивших в новый брак, вне зависимости от трудоспособности.

Согласно же ч. 3 ст. 21 ФЗ “О ветеранах“ меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших), распространяются на членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье, предоставляются членам семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий, со времени исключения указанных военнослужащих из списков воинских частей.

Пунктом 2 ст. 21 предусмотрены меры социальной поддержки независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка: родителям погибшего (умершего), супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак, супруге (супругу) умершего участника Великой Отечественной войны, ставшего инвалидом вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), не вступившей (не вступившему) в повторный брак, супругу (супруге) умершего участника Великой Отечественной войны или ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко.

Таким образом, родители и вдовы погибших (умерших) указаны в одном пункте названной статьи, в связи с чем следует применить конституционный принцип равенства всех перед законом.

Из анализа положений ч. 3 ст. 21 ФЗ “О ветеранах“ суд пришел к выводу о том, что истица, будучи вдовой сотрудника органа внутренних дел, погибшего при исполнении служебных обязанностей, приравнена по своему правовому статусу к членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.

В связи с тем, что члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий в соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 23.1 ФЗ “О ветеранах“ отнесены к числу получателей ежемесячной денежной выплаты, суд обоснованно признал, что К.Н., как лицо, приравненное законом к этой категории граждан, также имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты в соответствии с данной правовой нормой.

Как указано в решении суда, нормы ст. ст. 21 и 23.1 ФЗ “О ветеранах“ не могут применяться отдельно друг от друга, т.к. находятся в системном единстве и имеют общий предмет регулирования - устанавливают единые по своему правовому назначению меры социальной поддержки для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, а также приравненных к ним категорий граждан.

С учетом изложенных обстоятельств суд признал незаконным отказ в предоставлении К.Н. ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной ст. 23.1 ФЗ “О ветеранах“, как лицу, обладающему правом на получение мер социальной поддержки, установленных ч. 1 ст. 21 данного Закона.

Иное противоречило бы вышеуказанному правовому назначению данной выплаты (восполнение потерь ранее существовавших натуральных льгот и гарантий и обеспечение стабильности юридического статуса гражданина) и ставил бы истицу в неравное положение с другими аналогичными с ней получателями мер социальной поддержки, что не соответствует принципу равенства всех перед законом, гарантированному ст. 19 Конституции РФ.

С учетом изложенного суд признал необходимым удовлетворить заявленный иск, возложив на ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Пензы обязанность возобновить К.Н. ежемесячную денежную выплату, установленную ст. 23.1 Федерального закона “О ветеранах“ с 1 апреля 2005 года (т.е. с момента ее прекращения).

Поскольку доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда, изложенных в решении, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Пензы от 18 февраля 2008 года по делу по иску К.Н. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Пензы о признании права на получение мер социальной поддержки и понуждении к возобновлению ежемесячных денежных выплат оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ УПФР по Ленинскому району г. Пензы - без удовлетворения.