Госкомстат структура образовательных стандартов. Лекция по дисциплине «Правовая статистика

Основной задачей статистических органов страны будет обеспечение гласности и доступности общей (не индивидуальной) информации, а также гарантия достоверности, точности и правдивости учтенных данных. Исключая выше сказанное, задачами ФСГС будут :

    представление официальной статистической информации Президенту РФ, Правительству РФ, Федеральному Собранию РФ, федеральным органам исполнительной власти, общественности, а также международным организациям;

    координация статистической деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, обеспечение условий для использования указанными органами официальных статистических стандартов при проведении ими отраслевых (ведомственных) статистических наблюдений;

    разработка экономико-статистической информации, ее анализ, составление национальных счетов, необходимых балансовых расчетов;

    гарантирование полноты и научной обоснованности всей официальной статистической информации;

    предоставление всем пользователям равного доступа к открытой статистической информации путем распространения официальных докладов о социально-экономическом положении Российской Федерации, субъектов РФ, отраслей и секторов экономики, публикации статистических сборников и других статистических материалов.

3 Структура Федеральной службы государственной статистики

В результате реформирования экономики РФ изменилась и структура органов статистики. Местные районные статистические регистратуры упразднены и образованы межрайонные отделы статистики, кᴏᴛᴏᴩые будут представительствами территориальных органов статистики. Организация статистических органов России сейчас находится на стадии реформирования. На рис. 1 представлена схема органов статистики РФ на 2004 г.

Рисунок 1. Схема органов статистики Российской Федерации на 2004 г.

4 Формы, виды и способы статистического наблюдения

4.1 Формы статистического наблюдения

В отечественной статистике используются три организованные формы (типы) статистического наблюдения :

    Отчетность (предприятий, организаций, учреждений и т.п.);

    Специально организованное статистическое наблюдения (переписи, единовременные учеты, обследования сплошного и не сплошного характера);

    Регистры.

Статистическая отчетность . Отчетность – это основная форма статистического наблюдения, с помощью которой статистические органы в определенные сроки получают от предприятий, учреждений и организаций необходимые данные в виде установленных в законном порядке отчетных документов, скрепляемых подписями лиц, ответственных за их предоставление и достоверность собираемых сведений. Таким образом, отчетность – это официальный документ, содержащий статистические сведения о работе предприятия, учреждения, организации и т.п.

Для отчетности характерно то, что, во-первых, она утверждается органами государственной статистики. Во-вторых, она имеет обязательный характер и юридическую силу, потому что подписывается руководителем предприятия, а также документальную обоснованность.

Действующую статистическую отчетность делят на типовую и специализированную. Состав показателей в типовой отчетности является единым для предприятий всех отраслей народного хозяйства. В специализированной отчетности состав показателей изменяется в зависимости от особенностей отдельных отраслей экономики.

По срокам представления отчетность бывает ежедневная, недельная, двухнедельная, месячная, квартальная и годовая. Кроме годовой отчетности все перечисленные виды представляют собой текущую отчетность.

По способу представления сведений отчетность делится на телеграфную, телетайпную, почтовую.

Специально организованное статистическое наблюдение. Перепись. Специально организованное наблюдение проводится с целью получения сведений, отсутствующих в отчетности, или для проверки ее данных. Наиболее простым примером является перепись.

Перепись это специально организованное наблюдение, повторяющееся, как правило, через равные промежутки времени, с целью получения данных о численности, составе и состоянии объекта статистического наблюдения по ряду признаков.

Регистровая форма наблюдения. Регистровое наблюдение – это форма непрерывного статистического наблюдения за долговременными процессами, имеющими фиксированное начало, стадию развития и фиксированный конец.

Оно основано на ведении статистического регистра. Регистр представляет собой систему, постоянно следящую за состоянием единицы наблюдения и оценивающую силу воздействия различных факторов на изучаемые показатели.

Организация и ведения регистра невозможны без решения следующих вопросов :

    Как заносить в регистр и исключать из него единицы совокупности?

    Какая информация должна хранится?

    Из каких источников следует брать данные?

    Как часто обновлять и дополнять информацию?

В практике статистики различают регистры населения и регистры предприятий.

Регистр населения – поименованный и регулярно актуализируемый перечень жителей страны.

Регистр предприятий – включает в себя все виды экономической деятельности и содержит значения основных признаков по каждой единице наблюдаемого объекта за определенный период или момент времени.

Статистика играет важную роль в управлении экономическим и социальным развитием страны, так как правильность любого управленческого решения во многом зависит от той информации, на основе которой оно принято. Только точные, достоверные и правильно проанализированные данные должны приниматься во внимание на высоких уровнях управления.

Изучением экономического и социального развития страны, отдельных регионов, отраслей, фирм, предприятий занимаются специально созданные для этого органы, образующие статистическую службу. В Российской Федерации функции статистической службы выполняют органы государственной статистики и органы ведомственной статистики.

Высшим органом управления статистикой в нашей стране является Федеральная служба государственной статистики (ФСГС), созданная в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «Структура федеральных органов исполнительной власти». ФСГС является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении страны, а также функции по контролю и надзору в области государственной статистической деятельности на территории РФ.

Федеральная служба государственной статистики находится в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ.

Согласно постановлению Правительства РФ от 07.04.2004 № 188 основными функциями Федеральной службы государственной статистики являются:

Представление в установленном порядке статистической информации Президенту РФ, Правительству РФ, Федеральному Собранию РФ, органам государственной власти, средствам массовой информации, организациям и гражданам, а также международным организациям;

Разработка и совершенствование научно обоснованной официальной статистической методологии для проведения статистических наблюдений и формирования статистических показателей, обеспечение соответствия указанной методологии международным стандартам;

Разработка и совершенствование системы статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы;

Сбор статистической отчетности и формирование на ее основе официальной статистической информации;

Контроль за выполнением организациями и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, законодательства РФ в области государственной статистики;

Развитие информационной системы государственной статистики, обеспечение ее совместимости и взаимодействия с другими государственными информационными системами;

Обеспечение хранения государственных информационных ресурсов и защиты конфиденциальной и отнесенной к государственной тайне статистической информации;

Реализация обязательств РФ, вытекающих из членства в международных организациях и участия в международных договорах, осуществление международного сотрудничества в области статистики.

Методология статистических показателей, формы и методы сбора и обработки статистических данных, установленные ФСГС, являются официальными статистическими стандартами РФ.

В своей основной деятельности ФСГС руководствуется федеральными статистическими программами, которые формируются с учетом предложений федеральных органов исполнительной и законодательной власти, органов государственной власти субъектов РФ, научных и других организаций и утверждаются ФСГС по согласованию с Правительством РФ.

Основной задачей статистических органов страны является обеспечение гласности и доступности общей (не индивидуальной) информации, а также гарантия достоверности, точности и правдивости учтенных данных. Кроме того, задачами ФСГС являются:

Представление официальной статистической информации Президенту РФ, Правительству РФ, Федеральному Собранию РФ, федеральным органам исполнительной власти, общественности, а также международным организациям;

Координация статистической деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, обеспечение условий для использования указанными органами официальных статистических стандартов при проведении ими отраслевых (ведомственных) статистических наблюдений;

Разработка экономико-статистической информации, ее анализ, составление национальных счетов, необходимых балансовых расчетов;

Гарантирование полноты и научной обоснованности всей официальной статистической информации;

Предоставление всем пользователям равного доступа к открытой статистической информации путем распространения официальных докладов о социально-экономическом положении Российской Федерации, субъектов РФ, отраслей и секторов экономики, публикации статистических сборников и других статистических материалов.

В результате реформирования экономики РФ изменилась и структура органов статистики. Местные районные статистические регистратуры упразднены и образованы межрайонные отделы статистики, которые являются представительствами территориальных органов статистики. Организация статистических органов России сейчас находится на стадии реформирования. На рис. 1.2 представлена схема органов статистики РФ на 2004 г.

Рис. 1.2. Схема органов статистики Российской Федерации на 2004 г.

В настоящее время можно отметить основные направления, по которым должны быть произведены реформы:

Соблюдение основного закона статистического учета – гласности и доступности информации при сохранении конфиденциальности индивидуальных показателей (коммерческой тайны);

Реформирование методологических и организационных основ статистики: изменение общих задач и принципов ведения хозяйства приводит к изменению теоретических положений науки;

Совершенствование системы сбора и обработки информации путем введения таких форм наблюдения, как цензы, регистры (реестры), переписи и др.;

Изменение (усовершенствование) методологии исчисления некоторых статистических показателей, характеризующих состояние экономики РФ, с учетом международных стандартов, иностранного опыта ведения статистического учета, систематизация всех показателей и приведение их в порядок, отвечающий вопросам и требованиям времени, с учетом системы национальных счетов (СНС);

Обеспечение взаимосвязи статистических показателей, характеризующих уровень развития общественной жизни страны;

Учет тенденции компьютеризации.

В ходе реформирования статистической науки должна быть создана единая информационная база (система), которая будет включать в себя информационные базы всех статистических органов, находящихся на более низкой ступени иерархической лестницы организации государственной статистики. В настоящее время проведена большая работа по организации работы статистических органов, но она еще не закончена, и предстоит еще много внимания уделить совершенствованию этого очень важного для государства информационного института.

Наряду с государственными статистическими службами существует ведомственная статистика, которая ведется в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в объединениях и фирмах различных отраслей экономики. Ведомственная статистика занимается сбором, обработкой и анализом статистической информации, необходимой для руководства, принятия управленческих решений, планирования деятельности предприятия или органа власти. На небольших предприятиях этой работой, как правило, занимается либо главный бухгалтер, либо непосредственно сам руководитель. На крупных предприятиях с разветвленной собственной региональной структурой или большой численностью, на крупных производствах организуются целые отделы или управления, занимающиеся анализом статистической информации. К этой работе привлекаются специалисты в области статистики, математики, бухгалтерского учета и экономического анализа, менеджеры и технологи. Подобная «команда», вооруженная современными средствами вычислительной техники, опираясь на методологию, предлагаемую теорией статистики и используя современные методики анализа, помогает строить эффективные стратегии развития бизнеса, а также эффективно организовывать деятельность органов государственной власти. Управлять сложными социальными и экономическими системами, не располагая оперативной, полной и достоверной статистической информацией, невозможно.

Таким образом, перед органами государственной и ведомственной статистикой стоит очень важная задача теоретического обоснования объема и состава статистической информации, которая соответствовала бы современным условиям развития экономики, способствовала рационализации в системе учета и статистики и минимизированию затрат на выполнение этой функции.

УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОЛГОГРАДСКАЯ АКАДЕМИЯ

МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра уголовного права

ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ
по дисциплине «Правовая статистика»

специальность 030501.65 – Юриспруденция

Тема №2: « »

Волгоград 2010

^ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОЛГОГРАДСКАЯ АКАДЕМИЯ

МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра уголовного права
УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

уголовного права

подполковник милиции

О. В. Стрилец

«___» ___________ 2010 г.

^ ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ
по дисциплине «Правовая статистика»

специальность 030501.65 – Юриспруденция

Тема №2: « Структура федеральных органов государственной статистики России »

Обсуждена и одобрена

на заседании кафедры

протокол №________

от «____» _____2010 г.

Волгоград 2010

^ Тема: Структура федеральных органов государственной статистики России

Лекция - 2 часа

Цель лекции: Сформировать представление у курсантов о структуре подразделений, занимающихся статистическим учетом в России; о системе показателей государственной статистической отчетности.
План:

Введение.


  1. Федеральная служба государственной статистики РФ (ФСГС РФ) и ее место среди федеральных органов исполнительной власти.

  2. Структура ФСГС РФ и полномочия входящих в нее подразделений, организаций и учреждений.

  3. Основные показатели социально-экономического развития Российской Федерации, подлежащие учету, в соответствии с «Федеральным планом статистических работ».
Заключение.

Нормативно-правовые акты:


    1. Федеральный закон РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» №149-ФЗ от 27 июля 2006 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3448.

    2. Федеральный закон № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» от 29 ноября 2007 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. №49. Ст. 6043.

    3. Закон РФ №2761-1 «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности» от 13 мая 1992 г. // Российская газета. № 152. 1992. 04 июля.

    4. Закон РФ №5485-1 «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. // Российская газета. № 182. 1993. 21 сентября.

    5. Указ Президента РФ № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» от 12 мая 2008 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 20. Ст. 2290.

    6. Указ Президента РФ от № 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» 30 ноября 1995 г.. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 49. Ст. 4775.

    7. Указ Президента РФ №314 «О системе и структуре органов исполнительной власти» от 09 марта 2004 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 11. Ст. 945.

    8. Постановление Правительства РФ № 420 «О Федеральной службе государственной статистики» от 02 июня 2008 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 23. Ст. 2710.

    9. Постановление Правительства РФ №595 «О федеральной целевой программе “Развитие государственной статистики России в 2007 - 2011 годах”» от 2 октября 2006 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 42. Ст. 4377.

    10. Постановление Правительства РФ № 620 «Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета» от 18 августа 2008 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 34. Ст. 3929.

    11. Федеральный план статистических работ. Утвержден распоряжением Правительства РФ № 671-р от 6 мая 2008 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 20. Ст. 2383.
Основная литература:

  1. Алексеева А. П. Правовая статистика: Учебно-методическое пособие. Волгоград: Волгоградская академия МВД России, 2007.

  2. Алексеева А. П. Правовая статистика: Учебное пособие. Волгоград: Волгоградская академия МВД России, 2008.

  3. Алексеева А. П. Правовая статистика: Справочное пособие. Волгоград: Волгоградская академия МВД России, 2008.

  4. Правовая статистика: Учебник. / Под ред. С. Я. Казанцева, С. Я. Лебедева. М: «ЮНИТИ», 2008.

  5. Савюк Л. К. Правовая статистика: Учебник. М.: Юристъ, 2006.
Дополнительная литература:

    1. Белоусов И. В. и др. Правовая статистика: Учебное пособие. Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2008.

    2. Ванчаков Н. Б., Григорьев А. Н. Защита информации: Монография. Калининград: КЮИ, 2003.

    3. Влияние поведенческих факторов на состояние здоровья населения: основные результаты выборочного обследования. / Федеральная служба государственной статистики. М., Тверь: Триада, 2009.

    4. Гаврилов Б. Я. Латентная преступность: понятие, структура, факторы латентности и меры по обеспечению достоверности уголовной статистики: Монография. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2007.

    5. Годин А. М. Статистика: Учебник. 5-е изд., перераб. и испр. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К о », 2006.

    6. Горемыкина Т. К. Общая и правовая статистика: Учебное пособие. М.: МГИУ, 2009.

    7. Итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года: в 9 т. / Редкол.: В. Л. Соколин – пред. и др. М.: Статистика России, 2008.

    8. Правовая статистика: Учебник. / Под ред. В. С. Лялина, А. В. Симоненко. М.: ЮНИТИ: Закон и право, 2008.

    9. Семья в России: Статистический сборник. / Редкол.: А. Е. Суринов пред. и др. М.: Росстат, 2008.

    10. Тронева В. Н. Правовая статистика: Учебное пособие. Волгоград: Волгоградская академия государственной службы, 2009.
Введение

Государственные исполнительные органы в Российской Федерации 1 возглавляет Правительство – высший коллегиальный орган, принимающий коллективные решения, обязательные для всех подразделений данной ветви власти. Возглавляет Правительство председатель, а членами Правительства являются министры.

Часть министерств РФ напрямую подчиняются Президенту РФ (МВД РФ и ФМС; МЧС; МИД РФ и ФА по делам СНГ; Минобороны и ФС по военно-техническому сотрудничеству, ФС по техническому и экспортному контролю, ФС по оборонному заказу, ФА специального строительства; Минюст и ФСИН, ФССП). Другая часть – Председателю правительства РФ (Минздравсоцразвития с соответствующими ФС и ФА; Минкультуры с соответствующими ФС и ФА; Минэкономразвития с соответствующими ФС и ФА; и т.д.).

Однако в структуре органов исполнительной власти есть ряд ФС и ФА, которые не подчинены ни одному из министерств. Руководство их деятельностью осуществляют непосредственно либо Правительство (ФАС, ФТС, ФС по тарифам и т.д.), либо Президент (Государственная фельдъегерская служба; Служба внешней разведки; ФСБ; ФСКН и т.д.).

Федеральное министерство по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Министр. Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств.

Федеральная служба – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Федеральное агентство – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции .

ФС и ФА возглавляют Руководители (Директора). ФС и ФА издают индивидуальные правовые акты и могут быть подведомственны Министерству, Президенту или Правительству.

^ 1. Федеральная служба государственной статистики РФ (ФСГС РФ) и ее место среди федеральных органов исполнительной власти

Деятельность Федеральной службы государственной статистики основывается на Положении, утвержденном Постановлением Правительства РФ. 2

Федеральная служба государственной статистики 3 – это уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, главный учетно-статистический центр страны , осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических и других общественных процессах, а также по контролю в сфере государственной статистической деятельности.

Федеральная служба государственной статистики находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации. 4

ФСГС наделена следующими полномочиями :

1) издает постановления и инструкции по вопросам статистики и учета, разрабатывает порядок представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений;

2) осуществляет единую техническую политику и технологию сбора, обработки и передачи статистической информации;

3) обеспечивает на безвозмездной основе всех заинтересованных лиц бланками форм государственной статистической отчетности и соответствующими документами по их заполнению и представлению;

4) запрашивает сведения, необходимые для проведения государственных статистических наблюдений (по формам государственной статистической и бухгалтерской отчетности);

5) создает статистическую базу, банк данных на основе полученной отчетности;

6) осуществляет контроль за выполнением решений, принятых по вопросам статистики и учета;

7) проверяет достоверность отчетности и состояние первичного учета во всех организациях и учреждениях;

8) применяет 5 административные взыскания к руководителям и другим должностным лицам за нарушение сроков, непредставление или искажение 6 отчетов и других необходимых данных. Обращается в суд с исками и заявлениями для защиты своих прав и интересов;

9) в случае выявления искажения данных вносит исправления в государственную отчетность и обязывает соответствующих субъектов отражать эти исправления в первичном и бухгалтерском учете, других взаимосвязанных показателях;

10) обеспечивает хранение и защиту полученной информации, соблюдая государственную и коммерческую тайну 7 и конфиденциальность данных;

11) заключает договоры о сотрудничестве со статистическими ведомствами других государств и международными статистическими органами;

12) подводит и обнародует итоги функционирования экономики, социального развития 8 .
^ 2. Структура ФСГС РФ и полномочия входящих в нее подразделений, организаций и учреждений
Федеральная служба государственной статистики РФ имеет следующую структуру (см. рис. 1):

Рисунок 1. Структура органов государственной статистики РФ
Руководителя ФСГС назначает и освобождает от должности Правительство РФ, по представлению Министра экономического развития.

У руководителя ФСГС есть 4 заместителя, назначаемых и освобождаемых от должности Министром экономического развития по представлению руководителя ФСГС.

Руководитель Федеральной службы государственной статистики обладает следующими полномочиями :

1) представляет Министру экономического развития проект положения о ФСГС, предложения о назначении и освобождении от должности заместителей руководителя ФСГС, предложения о назначении и освобождении от должности руководителей территориальных органов ФСГС, и т.д.;

2) распределяет обязанности между своими заместителями;

3) назначает и освобождает от должности работников центрального аппарата ФСГС и заместителей руководителей территориальных органов ФСГС;

4) утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата ФСГС и территориальных органах ФСГС;

5) назначает и освобождает от должности руководителей подведомственных учреждений; и т.д.

В структуру центрального аппарата ФСГС входят следующие подразделения:

1. Управление организации статистического наблюдения и контроля:

Отдел планирования государственной статистической деятельности;

Отдел координации реализации федеральной целевой программы;

Отдел организации статистического наблюдения и контроля;

Отдел статистического регистра и методов статистического наблюдения;

Отдел социально-экономических классификаций.

2. Управление сводных статистических работ и общественных связей:

Отдел выпуска оперативной информации;

Отдел статистических публикаций и связей с общественностью;

Отдел организации социально-экономических мониторингов и региональной статистики.

3. Управление национальных счетов:

Отдел счета производства;

Отдел валового регионального продукта;

Отдел показателей образования и использования доходов;

Отдел таблиц «Затраты-выпуск»;

Отдел программ международных сопоставлений ВВП;

Отдел статистики национального богатства и инвестиций в основной капитал;

Отдел статистики строительства.

4. Управление статистики цен и финансов:

Отдел статистики государственных финансов и кредитных организаций;

Отдел статистики финансов организаций;

Отдел статистики потребительских цен;

Отдел статистики цен производителей.

5. Управление статистики предприятий:

Отдел структурной статистики предприятий;

Отдел статистики малого предпринимательства;

Отдел энергетической статистики и сводных работ;

Отдел статистики обрабатывающих производств;

Отдел индексов производства.

6. Управление статистики сельского хозяйства и окружающей среды:

Отдел статистики макроэкономических показателей по сельскому хозяйству и балансов продовольственных ресурсов;

Отдел статистики природных ресурсов и охраны окружающей среды;

Отдел методологии сельскохозяйственной статистики;

Отдел методологии выборочных обследований и сельскохозяйственных переписей;

Отдел методологического обеспечения формирования и анализа итогов сельскохозяйственных переписей.

7. Управление статистики внутренней и внешней торговли:

Отдел сводных работ и мониторинга товарных рынков;

Отдел статистики розничной торговли и обследований потребительского рынка;

Отдел статистики оптовой торговли и поставок товаров для государственных нужд;

Отдел статистики внешней торговли.

8. Управление статистики услуг, образования и культуры:

Отдел статистики образования и сводных работ;

Отдел статистики транспорта, дорожной инфраструктуры и связи;

Отдел статистики жилья и коммунальных услуг;

Отдел статистики рыночных услуг, туризма и правонарушений.

9. Управление статистики труда, занятости и науки:

Отдел статистики численности и оплаты труда работников организаций;

Отдел статистики занятости и безработицы;

Отдел статистики кадров государственной службы и сводных работ;

Отдел статистики науки.

10. Управление статистики уровня жизни и обследований домашних хозяйств:

Отдел статистики доходов и потребления населения;

Отдел статистики социального неравенства и бедности;

Отдел организации обследования бюджетов домашних хозяйств.

11. Управление статистики населения и здравоохранения:

Отдел подготовки нормативно-методических материалов по статистическому учету населения;

Отдел методологии и анализа итогов переписи населения;

Отдел текущих и прогнозных демографических расчетов и статистики здравоохранения;

Отдел статистики миграции населения.

12. Управление статистики зарубежных стран и международного сотрудничества:

Отдел статистики зарубежных стран и международного информационного обмена;

Отдел гармонизации статистической методологии;

Отдел международного сотрудничества.

13. Административное управление:

Отдел государственной службы и кадров;

Отдел по работе с территориальными органами и обучения персонала;

Отдел делопроизводства и контроля;

Отдел по защите государственной тайны;

Отдел специальных программ;

Юридический отдел.

14. Финансово-экономическое управление:

Производственный отдел;

Отдел договоров и закупок;

Отдел финансирования и экономического анализа;

Отдел бухгалтерского учета, отчетности и контрольно-ревизионной работы.

15. Управление организации проведения переписей и сплошных обследований:

Отдел организации переписей на федеральном и территориальном уровнях;

Отдел прогнозирования и финансирования расходов на проведение переписей и сплошных обследований;

Отдел контрактного сопровождения и учета расходов переписей и сплошных обследований;

Отдел материально-технического обеспечения переписей и сплошных обследований;

Отдел технологического обеспечения автоматизированной обработки материалов переписей и сплошных обследований.

16. Управление информационных ресурсов и технологий

Отдел развития информационных технологий и телекоммуникаций;

Отдел информационных ресурсов;

Технический отдел.

17. Управление развития имущественного комплекса:

Организационно-аналитический отдел;

Отдел имущественного комплекса;

Отдел капитального строительства;

Отдел социально-хозяйственного обеспечения.

Подведомственные организации – это:

1. ФГУП Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации (ГМЦ) – отвечает за сбор, накопление, хранение, автоматизированную обработку статистической информации с применением современной технологии, основанной на широком использовании средств электронной вычислительной техники и связи.

2. ФГУП Научно-исследовательский институт проблем социально-экономической статистики (НИИ статистики) – решает задачи:

Системного реформирования статистики и формирования современной модели государственной статистики;

Развития теории и методологии статистики социальных и экономических процессов и явлений в соответствии с международными статистическими стандартами;

Содействия применению результатов исследований и использования разработанных на их основе рекомендаций в системе государственного управления и деятельности организациях Российской Федерации.

3. ФГУП Научно-исследовательский и проектно-технологический институт статистической информационной системы (НИПИ статинформ) – занимается:

Развитием методов и средств информатизации государственной статистики на основе применения новых информационных технологий и современного программного обеспечения, перспективных средств вычислительной техники и телекоммуникаций;

Реализацией единой программно-технологической политики в органах государственной статистики на основе обеспечения современного уровня электронной обработки статистических данных, информационных технологий и автоматизации процесса программирования статистических задач.

4. Автономная некоммерческая организация информационно-издательский центр «Статистика России» – осуществляет следующие виды деятельности:

Издание (набор, верстка, дизайн и полиграфическое исполнение) всех статистических публикаций ФСГС РФ;

Подготовка и выпуск электронных версий статистических публикаций ФСГС РФ;

Перевод статистических публикаций на иностранный язык;

Подготовка, издание и распространение в России и за рубежом журнала «Вопросы статистики»;

Распространение на договорной основе, на территории России и за рубежом статистических публикаций ФСГС РФ и его территориальных органов, официальной статистической информации, в том числе из баз данных;

Подготовка, издание и распространение в России и за рубежом информационных изданий, научных, справочных, методических и иных экономико-статистических публикаций;

Ведение коммерческих статистических баз данных;

Осуществление работ по администрированию и информационному обеспечению WEB-сайта ФСГС РФ по Всероссийской переписи населения;

Проведение организационно-разъяснительной работы среди деловых и научных кругов, населения России по вопросам статистической деятельности органов государственной статистики, результатов статистических переписей и наблюдений, внедрения новых методологических разработок, в том числе путем проведения конференций, круглых столов, обучающих семинаров;

Ведение фонда экономико-статистических публикаций (научной библиотеки ФСГС РФ);

Организация работы со средствами массовой информации по вопросам выпуска и распространения официальной статистической информации, в том числе в форме проведения пресс-конференций, брифингов и т.п.;

Распространение на договорной основе статистических публикаций и статистической информации зарубежных статистических служб;

Проведение, в том числе по заказам отечественных и зарубежных пользователей, статистических обследований, социологических и маркетинговых исследований;

Распространение книжных публикаций по статистике и экономике, издаваемых российскими и зарубежными издательствами;

Проведение маркетинга статистической информации;

Оказание издательских, полиграфических, дизайнерских, программно-технологических и иных услуг юридическим и физическим лицам.

5. ФГУП Управление по эксплуатации зданий (УЭЗ).

Территориальные органы образуются приказом руководителя ФСГС РФ для осуществления полномочий на определенной территории в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой размещения его территориальных органов (см. рис. 2).


Рисунок 2. Размещение территориальных органов ФСГС РФ

Цифрами обозначены:


1. Белгородская обл.

2. Владимирская обл.

3. Воронежская обл.

4. Ивановская обл.

5. Калужская обл.

6. Костромская обл.

7. Курская обл.

8. Липецкая обл.

9. Московская обл.

10. Орловская обл.

11. Рязанская обл.

12. Тамбовская обл.

13. Тульская обл.

14. Ярославская обл.

15. Вологодская обл.

16. Новгородская обл.

17. Республика Адыгея.

18. Республика Ингушетия.

19. Кабардино-Балкарская Республика.


20. Карачаево-Черкесская Республика.

21. Республика Северная Осетия-Алания.

22. Чеченская Республика.

23. Краснодарский край.

24. Ставропольский край.

25. Республика Башкортостан.

26. Республика Марий Эл.

27. Республика Мордовия.

28. Республика Татарстан.

29. Удмуртская Республика.

30. Чувашская Республика.

31. Кировская обл.

32. Нижегородская обл.

33. Пензенская обл.

34. Пермский край.

35. Самарская обл.

36. Саратовская обл.

37. Ульяновская обл.

В последние годы все большее значение приобретает информация. Это связано с тем, что из четырех видов ресурсов (трудовые, финансовые, материальные и информационные) наибольшими темпами развивается потребность в информационных ресурсах.

^ 3. Основные показатели социально-экономического развития Российской Федерации, подлежащие учету, в соответствии с «Федеральным планом статистических работ»
В соответствии с утвержденным Федеральным планом статистических работ 9 учету подлежат следующие показатели :

^ I. Работы по формированию официальной статистической информации, выполняемые субъектами официального статистического учета.

Стратегические направления деятельности ФСГС

Система национальных счетов

Национальное богатство

Экономические баланс

Общеэкономические показатели деятельности организаций и мониторинги важнейших проблем социально-экономической сферы

Показатели, характеризующие институциональные преобразования в экономике, малое предпринимательство

Правонарушения в сфере экономики

Демографические показатели

Доходы и уровень жизни населения

Платные услуги

Жилищные условия населения, ход реформы жилищно-коммунального хозяйства

Здравоохранение и социальные услуги

Образование

Деятельность учреждений культуры и отдыха

Охрана окружающей среды и геолого-разведочные работы

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

Рыболовство и рыбоводст

Добыча полезных ископаемых

Обрабатывающие производства

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Строительство

Оптовая и розничная торговля

Гостиницы, рестораны (общественное питание)

Транспорт

Наука и инновации

Инвестиции

Цены и тарифы

Рынок труда

Внешнеэкономическая деятельность

Финансы, финансовая деятельность, приватизация государственного и муниципального имущества и информационное статистическое обеспечение оценки эффективности бюджетных расходов

Муниципальная статистика

Информационно-аналитические материалы

Официальные статистические издания

Показатели, характеризующие социально-экономическое положение регионов Российской Федерации

Официальные статистические публикации

Работы, выполняемые совместно с Минстатом Республики Белоруссия

Статистика зарубежных стран

Официальная статистическая информация, предоставляемая ФСГС соответствии с вопросниками международных организаций.

^ II. Работы, выполняемые ФСГС и другими субъектами официального статистического учета.

Минкомсвязь и ФСГС: Доля населения, охваченного телефонной связью, в том числе мобильной;

Рособразование и ФСГС: Среднемесячная начисленная номинальная заработная плата работников государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений;

Минкультуры и ФСГС: Удельный вес населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, проводимых государственными (муниципальными) организациями культуры, и в работе любительских объединений;

^ III. Работы, выполняемые другими субъектами официального статистического учета.

МВД РОССИИ: Наличие автотранспорта, безопасность дорожного движения; состояние правопорядка, общественной безопасности.

ФМС РОССИИ: Миграционные процессы.

МЧС РОССИИ: Чрезвычайные ситуации, пожары и последствия от них.

МИД РОССИИ: Поддержка соотечественников за рубежом.

МИНОБОРОНЫ РОССИИ: Численность пенсионеров, в том числе инвалидов, состоящих на учете и получающих пенсию в Минобороны России

МИНЮСТ РОССИИ: Нотариальная, адвокатская деятельность, государственная регистрация актов гражданского состояния.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии: Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним; наличие земель и их использование.

ФССП РОССИИ: Деятельность служб и подразделений судебных приставов.

ФАС РОССИИ: Институциональные преобразования в экономике.

ГФС РОССИИ: Доходы от услуг федеральной фельдъегерской связи.

ФСБ РОССИИ: Количество прибывших иностранных граждан в Российскую Федерацию и выехавших граждан Российской Федерации за границу.

ФСКН РОССИИ: Деятельность органов наркоконтроля по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ

МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ: Деятельность организаций в области здравоохранения и социального обеспечения.

РОСПОТРЕБНАДЗОР: Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, защита прав потребителей, потребительский рынок.

РОСТРУД: Положение на рынке труда, травматизм на производстве.

МИНКОМСВЯЗЬ РОССИИ: Информационные технологии, электросвязь и почтовая связь.

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ: Деятельность организаций культуры и кинематографии.

РОСПЕЧАТЬ: Издательская деятельность.

РОСПАТЕНТ: Интеллектуальная деятельность.

РОСОБРАЗОВАНИЕ: Деятельность образовательных учреждений.

РОСВОДРЕСУРСЫ: Использование вод Российской Федерации, выполнение водоохранных работ на водных объектах.

РОСЛЕСХОЗ: Состояние лесного хозяйства Российской Федерации.

РОСНЕДРА: Недропользование в Российской Федерации.

МИНПРОМТОРГ РОССИИ: Промышленный, оборонно-промышленный комплексы.

МИНЭНЕРГО РОССИИ: Топливно-энергетический комплекс.

РОСТЕХРЕГУЛИРОВАНИЕ: Подтверждение соответствия требованиям технических регламентов.

МИНРЕГИОН РОССИИ: Услуги в земельной и градостроительной деятельности; жилищно-коммунальное хозяйство.

МИНСЕЛЬХОЗ РОССИИ: Показатели финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций, мероприятия в области ветеринарии, социальное развитие села.

РОССЕЛЬХОЗНАДЗОР: Пользование охотничьими ресурсами.

РОСТРАНСНАДЗОР: Лицензирование деятельности на транспорте, происшествия и аварии на воздушном, морском и внутреннем водном транспорте.

РОСАВИАЦИЯ: Деятельность авиатранспорта.

РОСАВТОДОР: Деятельность дорожного хозяйства.

РОСМОРРЕЧФЛОТ: Деятельность морского и речного транспорта.

МИНФИН РОССИИ: Государственные финансы.

ФНС РОССИИ: Налоговая статистика.

РОССТРАХНАДЗОР: Деятельность страховых организаций.

КАЗНАЧЕЙСТВО РОССИИ: Исполнение консолидированного, федерального бюджетов и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, финансирование федеральных целевых программ.

РОСИМУЩЕСТВО: Финансовое состояние и платежеспособность стратегических организаций и предприятий.

РОСРЫБОЛОВСТВО: Использование добывающего флота, флота рыбной промышленности; охрана и воспроизводство ценных видов водных биологических ресурсов, производство рыбной продукции.

РОСГИДРОМЕТ: Гидрометеорология и мониторинг окружающей природной среды.

ФТС РОССИИ: Экспорт (импорт) товаров.

ФСФР РОССИИ: Рынок ценных бумаг, деятельность негосударственных пенсионных фондов.

РОСТЕХНАДЗОР: Образование, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение отходов производства и потребления.

РОСТУРИЗМ: Турфирмы по видам туристской деятельности.

МИНСПОРТТУРИЗМ РОССИИ: Деятельность физкультурно-спортивных организаций.

БАНК РОССИИ: Платежный баланс Российской Федерации, показатели деятельности банковской системы, показатели рынка государственных ценных бумаг, финансовые операции страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов.

Заключение

В лекции рассмотрена структура Федеральной службы государственной статистики РФ как уполномоченного федерального органа исполнительной власти, главного учетно-статистического центра страны; ее подчиненность, полномочия, направления взаимодействия с различными организациями.

Раскрыты полномочия руководителя ФСГС РФ; полномочия и структура центрального аппарата ФСГС РФ, подведомственных организаций и территориальных органов.

Изучены основные показатели социально-экономического развития Российской Федерации, которые подлежат учету в РФ.

1 См.: Указ Президента РФ № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. (в ред. о ред. от 22 июня 2010 г.). // Российская газета. 2004. 12 марта. См. подробную схему федеральных органов исполнительной власти: Федеральные органы исполнительной власти. // Интернет-портал Правительства РФ: http://www.government.ru/content /executivepowerservices

2 Постановление Правительства РФ №420 «О Федеральной службе государственной статистики» от 2 июня 2008 г. (в ред. от 27 января 2009 г.). // Собрание законодательства РФ. 09 июня 2008 года. № 23. Ст. 2710.

4 Указ Президента РФ № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» от 12 мая 2008 г (в ред. от 14 мая 2010 г.) // Российская газета. 13 мая 2008 года.

5 В соответствии с Законом РФ №2761-1 «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности» от 13 мая 1992 г. (в ред. от 30 декабря 2001 г.). // Российская газета. № 152. 1992. 04 июля.

6 За искажение государственной отчетности должностные лица несут материальную, административную и уголовную ответственность.

7 См.: Закон РФ №5485-1 «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. (в ред. от 18 июля 2009 г). // Российская газета. № 182. 1993. 21 сентября.

8 Например, на сайте Федеральной службы государственной статистики РФ: http://www.gks.ru ; или в журналах «Россия в цифрах», «Российский статистический ежегодник» и т.д.

9 Федеральный план статистических работ. Утвержден распоряжением Правительства РФ № 671-р от 6 мая 2008 г. (в ред. от 13 апреля 2010 г.). // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 20. Ст. 2383.

1. Введение.

2. Роль Госкомстата в формировании отчетности

3. Заключение.

4. Список источников.

Введение.

В настоящее время в соответствии с Положением о Федеральной службе государственной статистики, утвержденным постановлением Правительства РФ от 2 июня 2008г., главным учетно-статистическим центром в стране является Федеральная служба государственной статистики.

Федеральная служба государственной статистики (Росстат, Госкомстат(устаревшее)) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении страны, а также функции по контролю и надзору в области государственной статистической деятельности на территории Российской Федерации.

Согласно положению Федеральная служба государственной статистики принимает нормативные правовые акты в сфере государственной статистической деятельности, формирует официальную статистическую информацию о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении страны.

Федеральная служба государственной статистики по принятому положению имеет следующие полномочия и права:

· Вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов и другие документы по вопросам, относящимся к сфере ведения Службы, а также проекты ежегодного плана работы и прогнозные показатели деятельности Службы.

· Предоставляет официальную статистическую информацию Президенту РФ, Правительству РФ, Федеральному Собранию РФ и иным органам государственной власти, органам местного самоуправления, средствам массовой информации, организациям и гражданам, а также международным организациям.

· Разрабатывает официальную статистическую методологию для проведения статистических наблюдений и формирует статистические показатели, обеспечивает соответствие указанной методологии международным стандартам.

· Осуществляет подготовку, проведение и подведение итогов Всероссийской переписи населения.

· Обеспечивает в пределах своей компетенции соответствующий режим хранения и защиты полученной информации, составляющей служебную, банковскую, налоговую, коммерческую, и иную конфиденциальную информацию.

· Разрабатывает общероссийские классификаторы технико–экономической и социальной информации и социальной информации.

· Запрашивает и получает в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.

· Осуществляет контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций.

Важной функцией государственной статистики является определение круга подопечных единиц. Все предприятия, организации, объединения, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, представляют в органы государственной статистики учредительные документы для присвоения идентификационных классификатор кодов, для включения государственный регистр предприятий и организаций (ЕГРПО) и отражения государственной отчетности. Отчетность дает необходимую информацию для государственных органов управления. Эти данные позволяют следить за динамикой объема промышленного производства и продукции других отраслей народного хозяйства, оценивать комплексность развития страны и регионов, изучать соотношение разных форм собственности по отраслям и регионам.

Роль Госкомстата в формировании отчетности.

Основная продукция статистики - это обобщающие статистические показатели, такие, как численность населения в стране (или регионе), процент женщин, процент лиц с высшим образованием, валовой внутренний продукт, произведенный за год (или квартал), и т.д. Для того чтобы получить такую обобщенную информацию, нужно организовать сбор данных (статистическое наблюдение), их обобщение и представление в компактной и наглядной форме. Статистические показатели агрегируют данные массового наблюдения по совокупности единиц. Они используются правительством страны, местными органами власти; лежат в основе межправительственных соглашений. Следовательно, должна существовать официальная государственная статистика - система организаций, отвечающих за сбор социальных и экономических данных и их обобщение по определенной территории, за их точность и достоверность.

Система государственной статистики в России сложилась во второй половине XIX в. Главным органом государственной статистики в настоящее время является Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России). В каждом субъекте РФ имеется региональный комитет по статистике. В целом можно сказать, что структура органов государственной статистики соответствует административному делению страны. Низовым звеном являются районные или городские отделы государственной статистики, которые имеются в административных районах краев, областей, а также в административных районах крупных городов, таких, как Москва, Санкт-Петербург.

Статистические данные о численности и составе населения, о структуре экономики и результатах ее работы за период, состоянии рынка труда, уровне цен и их изменениях, заработной плате и совокупных доходах населения и т.д. публикуются в специальных изданиях - статистических сборниках. Сборники бывают двух видов: универсальные и специальные, освещающие детально состояние какой-либо сферы. Примером универсального статистического сборника могут служить краткий статистический ежегодник «Россия в цифрах в... году» или полный «Статистический ежегодник Российской Федерации за... год», к этому типу изданий можно отнести и двухтомник «Регионы России». Универсальные сборники издаются ежегодно Госкомстатом России.

К специализированным статистическим сборникам относятся: «Социальное положение и уровень жизни населения России» (ежегодник), «Демографический ежегодник России», «Промышленность России», «Цены в России», «Национальные счета России в... году» и др.

Местные статистические органы издают региональные статистические сборники. Например, Петербургкомстат издает ежегодник «Санкт-Петербург в... году» и «Ленинградская область в... году». Комитет по статистике Москвы - статистический сборник «Москва в цифрах, ... год» (краткий), «Москва в... году». В регионах издаются и специализированные статистические сборники.

Структура Госкомстата России и региональных комитетов по статистике соответствует основным направлениям статистических работ.

Госкомстат России включает управления:

· статистического планирования и организации статистического наблюдения;

· национальных счетов;

· статистики предприятий и структурных обследований;

· статистики труда;

· переписи населения и демографической статистики;

· статистики зарубежных стран и международного сотрудничества;

· статистики уровня жизни и обследований населения;

· статистики услуг, транспорта и связи;

· статистики основных фондов и строительства;

· статистики внутренней и внешней торговли;

· статистики окружающей.среды и сельского хозяйства;

· статистики цен и финансов;

· сводной информации.

Подобные подразделения (отделы) выделяются в региональных комитетах по статистике.

Государственный комитет по статистике РФ входит в структуру федеральных органов исполнительной власти. Региональные комитеты статистики входят в структуру местных органов власти. Оперативность и качество статистических работ зависят от развития технологии сбора, передачи, обработки и хранения информации. Все областные, краевые и республиканские комитеты по статистике имеют вычислительные центры. Мощный вычислительный центр имеет Госкомстат России. Все большее значение приобретают локальные вычислительные сети, связывающие банки данных статистических служб, других держателей региональной и федеральной информации.

Большую роль в методологической работе играет Научно-исследовательский институт статистики Госкомстата России. В этой работе принимает участие и Научно-методологический совет Госкомстата России, который объединяет ведущих работников государственной статистики и представителей экономической и статистической науки.

Основные функции всех статистических органов состоят в сборе, обработке, анализе и представлении данных в удобном для пользователя виде. Статистические службы должны оперативно предоставлять информацию органам управления, осуществлять обмен информацией с Центральным банком Российской Федерации (Банком России) и его конторами на местах, Министерством финансов РФ (Минфином) и его местными органами, Министерством экономического развития, торговли и туризма, Министерством по труду и социальной защите населения РФ и т.д.

Госкомстат России является методологическим и организационным центром работы всех служб государственной статистики. Здесь разрабатываются федеральный план статистических работ на год и перспективу, методология расчета статистических показателей, сбора и разработки статистических данных, подводятся итоги работы государственной статистики за год. Методологическая работа Госкомстата России направлена на внедрение интегрированной системы учета и статистики, соответствующей международным стандартам, прежде всего на разработку системы национальных счетов РФ, позволяющей исследовать формирование основных пропорций экономики и рассчитывать важнейшие макроэкономические показатели, используемые в международной практике, а также на измерение инфляции и уровня жизни. Эта работа ведется при участии международных статистических организаций и национальных статистических служб развитых стран.

Широко распространились международные связи между национальными статистическими службами и на региональном уровне.

Так, Комитет по статистике Республики Карелия имеет постоянные связи и совместные проекты со статистическими органами Финляндии по направлениям «Обследования домашних хозяйств», «Регистр населения». Статистики скандинавских стран и северных регионов России издали статистический сборник «Женщины и мужчины в 1997 г.». Результатом шведско-российского проекта «Совершенствование тендерной статистики в России» стал сборник «Женщины и мужчины в Республике Карелия».

С финскими и шведскими коллегами взаимодействуют статистики Петербургкомстата, осуществляя совместные издания статистических сборников (например, «Санкт-Петербург - Хельсинки-Турку в цифрах» (1997 г.)). Результатом сотрудничества Госкомстата России с Федеральным статистическим управлением ФРГ явилось издание краткого статистического сборника «Россия и Германия в 2001 г.».

Официальная статистика в России является централизованной: руководство ею составляет функцию самостоятельного государственного учреждения - Госкомстата России. Но, конечно же, статистическую работу ведут все министерства и ведомства, т.е. существует ведомственная статистика. Специальные базы статистических данных имеются у Банка России и Минфина, Минобразования и Министерства труда и социальной защиты и т.д. Центробанк издает свои статистические публикации, например «Статистический бюллетень Центрального банка» и др.

Пользователями статистической информации выступают прежде всего органы власти: Правительство РФ, административные органы федеральных округов (Северо-Западный, Северо-Кавказский, Центральный, Поволжский, Уральский, Восточно-Сибирский, Приморский), субъектов РФ, районов. В последние годы круг пользователей статистической информацией в России непрерывно расширяется. Статистические данные (о населении, предприятиях) требуются муниципалитетам. Все чаще к статистике прибегают представители бизнеса, прежде всего маркетинговые службы для оценки мощности и структуры рынка того или иного товара, услуги. Ведь даже для того, чтобы решить, сколько хлебобулочных изделий необходимо произвести для удовлетворения спроса и чтобы не было избытка, нужно знать не просто численность жителей на данной территории, но и их возрастной состав (младенцы хлеб не едят, дети едят его меньше, чем взрослые), половой состав (мужчины потребляют хлеба больше, чем женщины), национальный состав (представители кавказских народов любят лаваш, украинцы предпочитают пышный белый хлеб, русские любят ржаной (черный) хлеб). Статистические данные нужны и коммерческим банкам, чтобы представлять возможности расширения клиентской базы, классифицировать заемщиков и т.д.

Статистику используют студенты и школьники для написания индивидуальных проектов, курсовых, дипломных работ; она необходима аспирантам при выполнении диссертационных исследований; без статистики не могут обойтись ученые. Любой гражданин может заинтересоваться статистикой. Ее широко применяют средства массовой информации (СМИ). В силу своей природы СМИ могут воздействовать на людей с помощью статистики, приводя данные о смертности, рождаемости или пугая нашествием мигрантов. Здесь очень важны культура журналистов, степень их хотя бы общего понимания тех показателей, которыми они манипулируют, чтобы не было путаницы в употреблении терминов «валовой внутренний продукт» (ВВП) и «валовой региональный продукт» (ВРП), «налог на добавленную стоимость» (НДС) и «система национальных счетов» (СНС).

Статистические организации должны исходить из потребностей пользователя и стремиться к тому, чтобы каждый нашел полезную для себя информацию. Для пользователя важно, чтобы статистический сборник содержал год от года один и тот же набор показателей, чтобы названия таблиц и их расположение были идентичными (принцип консерватизма). Тогда легко проводить сравнения в динамике. Конечно, изменения в окружающем мире также должны отражаться в сборниках, должны появляться новые показатели. Например, Петербургкомстат с 2002 г. публикует данные о количестве пользователей Интернетом в регионе, а с 2001 г. - о количестве пользователей сотовой и пейджинговой связью.

Статистические службы в регионах выполняют тот объем работ, который соответствует плану статистических работ, разработанному Госкомстатом России. Эти работы финансируются из федерального бюджета. К таким работам относится, например, Всероссийская перепись населения 2002 года. Но кроме того, возникает потребность в дополнительных разработках, для отражения каких-то специфических особенностей региона, освещения специальных проблем. Эти работы должны выполняться за счет местного бюджета. Показатели, рассчитываемые для региона по программе Госкомстата, в совокупности с показателями, рассчитанными за счет средств местного бюджета, образуют региональную статистику. Администрация любого региона интересуется, например, ходом жилищно-коммунальной реформы, и нужно знать доходы населения, какую долю в расходах домохозяиств составляет оплата жилищно-коммунальных услуг, сколько владельцев жилищ имеют льготы, категории льготников, сколько граждан должны оплачивать жилищно-коммунальные услуги в полном объеме, какова задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг и т.д. И так по каждой региональной программе.

Источником статистических сведений могут быть не только официальные органы, но и исследовательские группы («альтернативная статистика»). Чаще всего это социологические институты и службы, организующие опросы населения, результаты которых доводятся как до граждан, так и до исполнительных и законодательных органов.

Заключение.

Таким образом значение Федеральной службы статистики прежде всего выражается в ее функциях, а именно:

· представление в установленном порядке статистической информации гражданам, Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, органам государственной власти, средствам массовой информации, другим организациям, в том числе международным;

· разработка и совершенствование научно- обоснованной официальной статистической методологии для проведения статистических наблюдений и формирования статистических показателей, обеспечение соответствия указанной методологии международным стандартам;

· разработка и совершенствование системы статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы;

· сбор статистической отчетности и формирование на ее основе официальной статистической информации;

· контроль за выполнением организациями и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, законодательства Российской Федерации в области государственной статистики;

· развитие информационной системы государственной статистики, обеспечение ее совместимости и взаимодействия с другими государственными информационными системами;

· обеспечение хранения государственных информационных ресурсов и защиты конфиденциальной и отнесенной к государственной тайне статистической информации;

· реализация обязательств Российской Федерации, вытекающих из членства в международных организациях и участия в международных договорах, осуществление международного сотрудничества в области статистики.

Список источников.

1. Общая теория статистики: Учебник / Под ред. И.И. Елисеевой. - 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2004 - 656 с.