Смотреть что такое "Пенсионное страхование" в других словарях. Пенсионное страхование.

Обязательное пенсионное страхование: понятие, субъекты, правовое регулирование

Отношения по обязательному пенсионному страхованию регулируются Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ ".

Понятие обязательного пенсионного страхования

Обязательное пенсионное страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.

Обязательное страховое обеспечение - исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.

Субъекты обязательного пенсионного страхования

Субъектами обязательного пенсионного страхования являются:

    страхователи;

    страховщик;

    застрахованные лица.

Страховщик

Обязательное пенсионное страхование в РФ осуществляется страховщиком, которым является:

    Пенсионный фонд РФ;

    негосударственные пенсионные фонды.

Пенсионный фонд РФ (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. Территориальные органы Пенсионного фонда РФ создаются по решению правления Пенсионного фонда РФ и являются юридическими лицами. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ перед застрахованными лицами.

Страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом РФ могут являться негосударственные пенсионные фонды в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом. Порядок формирования в негосударственных пенсионных фондах средств пенсионных накоплений и инвестирования ими указанных средств, порядок передачи пенсионных накоплений из Пенсионного фонда РФ и уплаты страховых взносов в негосударственные пенсионные фонды, а также пределы осуществления негосударственными пенсионными фондами полномочий страховщика устанавливаются федеральным законом.

Страхователи

Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:

1. лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:

    организации;

    индивидуальные предприниматели;

    физические лица;

2. индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию. К страхователям приравниваются физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию

Застрахованные лица

Застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование. Застрахованными лицами являются граждане РФ, постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ"), временно пребывающие на территории РФ, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев:

    работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде), по договору авторского заказа , а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения;

    самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой);

    являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

    работающие за пределами территории РФ в случае уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено международным договором РФ;

    являющиеся членами семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

    священнослужители;

Правовое регулирование обязательного пенсионного страхования

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.

Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из:

    Конституции Российской Федерации;

    ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";

    ФЗ "Об основах обязательного социального страхования";

    ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования";

    ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

    ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования";

    иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.

В случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим законодательством, применяются правила международного договора Российской Федерации.

1.2 Пенсионное обеспечение в России в 20-90-х годах XX века

Государственное пенсионной страхование в России зародилось значительно позднее, чем в большинстве развитых стран, - в начале XX века и не получило широкого распространения.До 1917 года страхование по старости не входило в сферу интересов органов государственного управления. Только отдельные виды профессиональной деятельности (в основном связанные с государственной службой) обеспечивались специальными видами социальных пособий после прекращения гражданином работы в связи с наступлением определенного возраста.После Октябрьской революции, в 20-х годах, был поставлен на обсуждение вопрос о необходимости рассмотрения старости как отдельного вида нетрудоспособности, который нуждается в пенсионном обеспечении.В то время социальное обеспечение престарелых строилось только на основе учета возраста, а не на основе утраты трудоспособности и наступления инвалидности. Однако уже в 1924 году пенсионным обеспечением были охвачены преподаватели высших учебных заведений по достижении ими 65 лет, в 1928 - рабочие текстильной промышленности, в 1929 - рабочие ведущих отраслей тяжелой промышленности и транспорта. В 1929 году были установлены различия в размерах пенсии по инвалидности и пенсии по старости и порядок выплаты пенсии продолжающим работать.

В 1932 году пенсионное обеспечение охватило рабочих всех отраслей народного хозяйства. Были законодательно введены пенсионные возраста: 55 лет - для женщин и 60 лет - для мужчин.

Конституцией СССР 1936 года было закреплено всеобщее пенсионное обеспечение для рабочих и служащих по старости, то есть по достижении ими определенного возраста.

Развитие системы пенсионного страхования в 60-90-е годы.

Следующий этап развития системы государственного пенсионного обеспечения начался в 1956 году - с принятия Закона "О государственных пенсиях", регулирующего размер пенсии по старости, который отменил выплату пенсии по старости работающим пенсионерам и одновременно увеличил размеры назначаемой пенсии.

Таким образом, к середине 60-х годов в нашей стране сложилась государственная система всеобщего пенсионного обеспечения по старости.

В дальнейшем изменения пенсионного законодательства были направлены на более активное материальное стимулирование занятости пенсионеров.

Поскольку социалистическая пенсионная система была построена на принципах государственного социального страхования, она не содержала комплекса необходимых экономических признаков, характеризующих обязательное пенсионное обеспечение, присущих традиционным формам пенсионного страхования. В то же время данная система содержала одно важное преимущество - она обеспечивала абсолютно всем категориям граждан минимально необходимый прожиточный уровень.

Поэтому советская пенсионная система, сложившаяся и существовавшая с середины 60-х годов и до 1990 года, получила определение "государственное пенсионное обеспечение".

Средства на государственное пенсионное обеспечение, как и средства на государственное социальное страхование, аккумулировались в бюджете государственного страхования, который, в свою очередь, являлся составной частью государственного бюджета страны. Таким образом, пенсионная система полностью зависела от сбалансированности государственного бюджета.

Учитывая относительно низкий уровень пенсионного обеспечения и достаточно стабильные темпы экономического развития рассматриваемого периода, необходимо отметить сбалансированность бюджета социального страхования.

Пенсии по государственному социальному страхованию представляли собой гарантированные ежемесячные денежные выплаты, размер которых соизмерялся с прошлым заработком.

В законодательстве восьмидесятых годов выделяются следующие виды пенсии: по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца на общих и льготных условиях, за выслугу лет.

Материальное обеспечение инвалидов войны, инвалидов с детства и от рождения осуществлялось за счет союзного бюджета, бюджета республик и т.д. Для этого, в частности, в бюджетах были предусмотрены средства на выплату пенсий и пособий военнослужащим и их семьям. Пенсии военнослужащим рядового, сержантского и старшинского состава срочной службы назначались независимо от продолжительности военной службы и предшествовавшей работы военнослужащего.

Пенсионное обеспечение военнослужащих сверхсрочной службы и приравненных к ним лиц, их семей и т.п. проводилось в особом порядке, установленном Советом Министров СССР. Пенсионные выплаты поступали из бюджета Министерства обороны СССР.

Пенсионное обеспечение работников науки регулировалось специальным Положением "О пенсионном обеспечении работников науки", которое в то же время не исключало возможности получения работниками науки или членами их семей пенсии по общему пенсионному законодательству.

В отношении работников колхозов в 1969 году в стране была введена единая система социального страхования колхозников. При этом пенсионное обеспечение данной категории трудящихся осуществлялось непосредственно из централизованного союзного фонда, который формировался за счет отчислений от сумм валового дохода колхозов и ежегодных ассигнований из государственного бюджета.

Отмеченные выше основные элементы пенсионной системы показывают наличие серьезных как методических, так и практических проблем, которые достигли наибольшей остроты в конце 80-х годов.

Главной проблемой любой пенсионной системы является несбалансированность доходной и расходной частей ее бюджета. К середине 80-х годов финансово-ресурсная обеспеченность выплат пенсий снизилась настолько, что в случае очередного незначительного повышения размера пенсии потребовалось привлечение дополнительных средств.

Несмотря на повышение тарифа отчислений на социальное страхование, не удалось ликвидировать дотационность пенсионного бюджета.

Начавшиеся в 90-х годах масштабные глубинные радикальные преобразования в политическом и экономическом устройстве страны, переход к рыночной экономике потребовали обоснования и применения принципиально новых экономических и правовых оснований в сфере пенсионного обеспечения, тем более, что существовавшая в стране пенсионная система к тому времени показала свою неэффективность и выявила большое количество социально-экономических проблем, которые могли быть решены только путем кардинальных перемен всей пенсионной системы на базе формирования и укрепления страховых принципов с учетом требования включения бюджета Пенсионного фонда в бюджетно-финансовую систему страны.

Предполагалось, что в ходе проведения пенсионной реформы должен быть решен основной вопрос социальной политики государства, а именно: стабилизация и значительный подъем материального положения енсионеров, а также резкое сокращение численности малообеспеченных граждан.

Государственное пенсионное обеспечение: виды, круг лиц и круг лиц, имеющих право на получение двух пенсий одновременно

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ ", и которая предоставляется гражданам:

    в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности);

    в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет;

    в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста;

    нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" назначаются следующие виды государственного пенсионного обеспечения:

    пенсия за выслугу лет;

    пенсия по старости;

    пенсия по инвалидности;

    пенсия по случаю потери кормильца;

    социальная пенсия.

Круг лиц, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению

Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:

    федеральные государственные гражданские служащие;

    военнослужащие;

    участники Великой Отечественной войны;

    граждане, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

    граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

    граждане из числа космонавтов;

    граждане из числа работников летно-испытательного состава;

    нетрудоспособные граждане.

Члены семей данных граждан имеют право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению в случаях, предусмотренных законом.

Круг лиц, имеющих право на получение двух пенсий одновременно

Право на одновременное получение двух пенсий предоставляется:

1) гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости;

2) участникам Великой Отечественной войны. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости;

3) родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий). Им могут устанавливаться:

4) вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившим в новый брак. Им могут устанавливаться:

    пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности);

    пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия;

    пенсия по случаю потери кормильца и пенсия за выслугу лет (по инвалидности);

5) нетрудоспособным членам семей граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Им могут устанавливаться:

    пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности);

    пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца).

6) гражданам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда". Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости.

7) членам семей погибших (умерших) граждан из числа космонавтов, предусмотренных ст. 7.1 закона. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством РФ (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца).

Дополнительное пенсионное обеспечение – что это?

С 2002 года в России осуществляется реформирование пенсионной системы. Основная задача реформы – повышение уровня пенсионного обеспечения российских граждан, развитие страховых и накопительных принципов начисления пенсий. Составляющей частью пенсионной системы России является негосударственное (добровольное) пенсионное обеспечение, как механизм взаимодействия негосударственных пенсионных фондов, работодателей и работников по формированию дополнительных пенсий. Необходимость развития в обществе дополнительного пенсионного обеспечения обусловлено рядом факторов: Во-первых, ситуация такова, что прожиточный минимум за второй квартал 2006 г. на 1 августа 2006 года составляет 3 562 рублей, а средний размер трудовой пенсии – 2 877 рублей. Во-вторых, соотношение среднего размера пенсии и средней заработной платы по стране не превышает 25-30% и имеет тенденцию к снижению. В соответствии с рекомендациями Международной организации труда пенсия должна быть не ниже 40 % от последнего заработка при соответствующем трудовом стаже. В-третьих, неблагоприятная демографическая ситуация и старение населения в стране. Прогноз Федеральной службы статистики на долгосрочную перспективу показывает значительное сокращение числа работающих граждан. К 2020-2025 гг. на одного работающего будет приходиться один пенсионер, что приведет к еще более серьезному дефициту государственной пенсионной системы. В-четвертых, это вывод из накопительной системы обязательного пенсионного страхования наиболее экономически активных граждан (старше 1967 года рождения). В условиях рыночной экономики государство не в состоянии нести на себе бремя всех социальных обязательств перед гражданами и объективно вынуждено стимулировать граждан накапливать себе на старость самостоятельно или за счет работодателя через построение корпоративных или индивидуальных пенсионных программ. При соответствующей государственной политике, максимально стимулирующей формирование юридическими и физическими лицами добровольных пенсионных накоплений, система негосударственного пенсионного обеспечения должна стать одним из ключевых направлений развития пенсионной системы России. В соответствии с законодательством РФ (Федеральный закон от 07.05.1998 №75-ФЗ) негосударственный пенсионный фонд – это особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются: - деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения; - деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и договорами об обязательном пенсионном страховании; - деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию. Другими словами негосударственный пенсионный фонд – некоммерческая организация социального обеспечения целью и задачей, которой является сохранение и приумножение средств вкладчиков, предназначенных для выплаты будущей пенсий участникам фонда. Деятельность НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, формирование и инвестирование пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда. Дополнительное пенсионное обеспечение осуществляется за счет добровольных пенсионных взносов юридических и физических лиц в негосударственные пенсионные фонды. Схематично деятельность НПФ по дополнительному пенсионному обеспечению можно представить так: 1. Организация заключения договоров негосударственного пенсионного фонда с предприятиями и организациями (вкладчиками) в пользу работников (участников) – корпоративные пенсионные программы, а также с физическими лицами в свою пользу или в пользу третьих лиц (участников) – индивидуальные пенсионные планы. 2. Аккумулирование пенсионных взносов вкладчиков – физических или юридических лиц. 3. Формирование пенсионных резервов и осуществление учета пенсионных обязательств в форме ведения пенсионных счетов вкладчиков и участников (солидарные и именные пенсионные счета) 4. Инвестирование пенсионных резервов в целях их сохранения и прироста. Учет инвестиционного дохода и распределение по пенсионным счетам вкладчиков и участников 5. Назначение и выплата негосударственных пенсий участникам, имеющим пенсионные основания. В чем преимущества взаимодействия с НПФ? Для предприятия программа дополнительного пенсионного обеспечения – это расширение социального пакета работников, развитие социальной политики, элементов управления персоналом и мотивации труда. Государство установило особый налоговый режим для предприятий, которые реализуют пенсионные программы для своих работников. Предприятие может относить на себестоимость пенсионные взносы в пользу работников в размере 12% от фонда оплаты труда. Пенсионные взносы предприятия не облагаются налогом на доходы физических лиц. Доход, полученный от размещения НПФ пенсионных резервов, не облагается налогом на прибыль в пределах ставки рефинансирования ЦБ РФ. Наконец, сформированные пенсионные резервы на определенных условиях могут быть реинвестированы в проекты развития предприятия, ипотечные механизмы. Получают развитие муниципальные пенсионные программы для дополнительного пенсионного обеспечения работников бюджетной сферы. Для физических лиц – индивидуальные пенсионные планы, возможность накопления на старость на приемлемых условиях. Инвестиционная деятельность НПФ определяется их статусом некоммерческой организации. В отличие от страховых компаний, банков и паевых инвестиционных фондов, инвестиционные доходы НПФ направляются на пополнение пенсионных счетов клиентов для выплаты негосударственных пенсий участникам, за вычетом средств на обеспечение уставной деятельности фондов (максимум 15% от дохода). Услуги НПФ могут быть привлекательны только в том случае, если инвестиции обеспечивают сохранность и защиту пенсионных накоплений клиентов от инфляции на долгосрочный период. В соответствии с законодательством НПФ несет ответственность по обязательствам перед вкладчиками всем своим имуществом. В целях защиты прав и интересов вкладчиков, участников, застрахованных лиц и государства законодательством установлен многоступенчатый уровень надзора и контроля за деятельностью НПФ: – государственное регулирование деятельности НПФ осуществляют уполномоченный федеральный орган (Федеральная служба по финансовым рынкам, Минздравсоцразвития РФ), а также налоговые органы; – вневедомственный контроль осуществляют специализированный депозитарий, независимый аудитор, независимый актуарий; – внутренний надзор и контроль – Попечительский Совет и Ревизионная комиссия НПФ, а также вкладчики и участники НПФ в форме контроля за состоянием их пенсионных счетов. Основными критериями определения надежности НПФ являются: - период времени работы фонда на рынке; - размер собственного имущества; - состав учредителей и совета фонда; - возможности развития; - исполнение обязательств фонда; - доходность инвестиций фонда. По данным ФСФР России по состоянию на 1 июля 2006 года собственное имущество 258 российских НПФ составляет более 371,4 млрд. рублей, из них пенсионные резервы превышают 297,8 млрд. рублей. Участниками НПФ являются около 6,2 млн. человек, из которых более 758 тысяч уже являются получателями негосударственных пенсий. Средний размер негосударственных пенсий составляет более 1000 рублей. Согласно обзору Центрального банка РФ по итогам 2005 года пенсионные резервы НПФ более чем в полтора раза превышают страховые резервы страховых компаний. Значительные ресурсы НПФ (62%) размещаются в нефинансовых организациях. По мнению Банка России показатели деятельности НПФ имеют существенное влияние на финансовые потоки в экономике страны и должны учитываться при составлении платежного баланса страны и осуществления макроэкономического анализа. Таким образом, система негосударственного пенсионного обеспечения (негосударственные пенсионные фонды, вкладчики и участники НПФ – юридические и физические лица) представляет стабильно развивающуюся систему.

Регулируются Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ ".

Понятие обязательного пенсионного страхования

Обязательное пенсионное страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.

Обязательное страховое обеспечение - исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.

Субъекты обязательного пенсионного страхования

Субъектами обязательного пенсионного страхования являются:

  1. страхователи;
  2. страховщик;
  3. застрахованные лица.

Страховщик

Обязательное пенсионное страхование в РФ осуществляется страховщиком, которым является:

  • Пенсионный фонд РФ;
  • негосударственные пенсионные фонды.

Пенсионный фонд РФ (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. Территориальные органы Пенсионного фонда РФ создаются по решению правления Пенсионного фонда РФ и являются юридическими лицами. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ перед застрахованными лицами.

Страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом РФ могут являться негосударственные пенсионные фонды в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом. Порядок формирования в негосударственных пенсионных фондах средств пенсионных накоплений и инвестирования ими указанных средств, порядок передачи пенсионных накоплений из Пенсионного фонда РФ и уплаты страховых взносов в негосударственные пенсионные фонды, а также пределы осуществления негосударственными пенсионными фондами полномочий страховщика устанавливаются федеральным законом.

Страхователи

Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:

1. лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • физические лица;

2. индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию.
К страхователям приравниваются физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию

Застрахованные лица

Застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование. Застрахованными лицами являются граждане РФ, постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане или лица без , а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ"), временно пребывающие на территории РФ, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев:

  • работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде), по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения;
  • самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой);
  • являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • работающие за пределами территории РФ в случае уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено международным договором РФ;
  • являющиеся членами семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
  • священнослужители;
  • иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Правовое регулирование обязательного пенсионного страхования

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.

Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из:

  • Конституции Российской Федерации;
  • ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";
  • ФЗ "Об основах обязательного социального страхования";
  • ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования";
  • ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
  • ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования";
  • иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними Российской Федерации.

В случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим законодательством, применяются правила международного договора Российской Федерации.

В жизни обязательно наступает момент, когда человек утрачивает способность трудиться. Не так уж важно, в силу каких причин это происходит, то ли из-за наступления почтенного возраста, то ли трудоспособность была утрачена вследствие болезни, но самостоятельное изыскание средств к существованию становится проблематичным. Именно на этот случай государственными органами Российской Федерации предусмотрена система пенсионного страхования.

Какая она бывает и что нужно знать каждому гражданину по этому вопросу? Давайте разбираться.

Обязательное пенсионное страхование

На сегодняшний день пенсионная система чуть ли не единственная в России, которая претерпевает изменения практически ежегодно. Тем не менее основным видом было и остается обязательное государственное пенсионное страхование — система государственных выплат трудовой пенсии гражданам, утратившим способность трудиться. Накопление денежных средств для осуществления таких выплат осуществляется за счет работодателей, производящих ежемесячные отчисления в Пенсионный фонд.

Правовое регулирование

Основы государственного регулирования в системе ОПС устанавливаются согласно закону «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» № 167 - ФЗ от 15.12.01. Этим документом определяется правовой статус субъектов ОПС, их основные права, обязанности и степень ответственности. Дополнительно пенсионное страхование РФ регулируется:

  • Конституцией РФ.
  • Федеральным Законом № 173 «О трудовых пенсиях в РФ», действующим в редакции от 28.12.13.
  • «Об основах обязательного соц. страхования» — ФЗ №165, редакция 01.12.14.
  • № 27 - ФЗ от 01.04.96, «Об индивидуальном учете в системе обязательного пенсионного страхования».
  • ФЗ № 272 от 16.10.10, «О страховых взносах в ПФ РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного мед. страхования и территориальные фонды обязательного мед. страхования».
  • Некоторыми другими законами и нормативными актами, принимаемыми на их основе.

Страховщик

На основании законодательства РФ пенсионное страхование в России осуществляется страховщиком, который может быть как государственным (ПФР), так и негосударственным.

Государственным страховщиком является ПФР (Пенсионный фонд России), имеющий разветвленную сеть территориальных отделений, составляющий между собой единый целостный механизм.

Наряду с ПФ РФ страховщиками по ОПС могут также выступать и негосударственные ПФ, деятельность которых строго контролируется и регулируется законодательно. Федеральными законами РФ четко определяется порядок формирования пенсионных накоплений, возможность их инвестирования, порядок выплат, а также суммы и сроки страховых взносов. Независимо от статуса страховщика, он имеет как права, так и обязанности.

Права:

  • требовать от налоговых органов предоставления информации о застрахованных лицах и страхователях (включая конфиденциальную информацию), если это является необходимым для осуществления обязательного пенсионного страхования;
  • проводить проверки, связанные с начислением, выплатой и перерасчетом страхового обеспечения, получать сведения индивидуального учета застрахованных;
  • в случае выявления нарушений требовать от руководителей предприятий самостоятельного их устранения;
  • производить возврат сделанных страховых взносов обратно страхователям в том случае, если не представляется возможным установить, за каких именно застрахованных лиц они уплачены;
  • производить самостоятельное управление средствами ПФ РФ, а также контролировать законность их расходования.

Обязанности:

  • проводить бесплатные консультации и своевременно информировать о нововведениях в сфере пенсионного страхования;
  • вести банк данных страхователей и физлиц, участвующих в системе ОПС на добровольной основе;
  • производить расчет и обеспечивать своевременную выплату трудовых пенсий и иных выплат, предусмотренных пенсионной системой РФ;
  • осуществлять контроль за документацией в сфере пенсионного страхования, а также гарантировать целевое использование средств;
  • производить регистрацию страхователей, а также снятие их с учета;
  • формировать проект бюджет ПФ РФ и обеспечивать его исполнение;
  • своевременно предлагать обоснование тарифа страховых отчислений, осуществлять качественный учет денежных средств и информировать всех участников процесса о своем финансовом состоянии.

Страхователь

Никакое пенсионное страхование было бы невозможно без еще одного участника процесса — страхователя, коим может являться организация, индивидуальный предприниматель либо физлицо, производящие ежемесячные отчисления в Пенсионный фонд.

Права:

  • участвовать в ОПС через своих представителей;
  • защищать свои права в суде;
  • требовать у страховщика безвозмездного предоставления информации о размере страхового обеспечения, выплаченного тому застрахованному лицу, за которого он осуществлял страховые отчисления;
  • своевременно получать от страховщика информацию об изменениях законодательства в сфере ОПС.

Обязанности:

  • перечислять страховые взносы в ПФ своевременно и в наиболее полном объеме;
  • немедленно устранять нарушения, выявленные в ходе проверок;
  • предоставлять в ПФ документы для обеспечения ведения персонализированного учета и своевременного расчета страхового обеспечения.

Застрахованное лицо

Граждане России, иностранцы или лица без гражданства, временно или постоянно живущие на территории РФ, которые, согласно законодательству, имеют право на обязательно пенсионное страхование, относятся к категории застрахованных лиц.


Права:

  • своевременно и в достаточном объеме получать выплаты ОПС, формируемые за счет денежных средств ПФ РФ;
  • отстаивать права в суде;
  • по первому требованию получать информацию о количестве отчислений в ПФ и своевременности их уплаты.

Обязанности:

  • предъявлять в качестве основания для начисления пенсии документы, содержащие исключительно достоверные сведения;
  • своевременно сообщать страховщику о любых изменениях, способных повлиять на размер и порядок выплаты страховых взносов.

Страховое свидетельство обязательной системы ПС

Чтобы зафиксировать свое право на государственное пенсионное страхование, требуется получение специального страхового свидетельства, подтверждающего регистрацию застрахованного лица. Этот документ является уникальным для каждого участника пенсионной программы, по номеру лицевого счета в базу данных вносятся сведения обо всех взносах, произведенных работодателем на протяжении всей трудовой деятельности. Впоследствии это станет основанием для расчета и начисления трудовой пенсии.


Получить личное страховое пенсионное свидетельство можно в любом территориальном отделении ПФ РФ в течение месяца с момента обращения либо написав заявление по месту работы. Гражданин отвечает за свидетельство самостоятельно. После заключения с работником трудового договора страхователь снимает его копию либо переписывает номер, по которому и производятся отчисления.

Взносы на ОПС

Страховые взносы обязательного пенсионного страхования являются практически единственным источником пополнения ПФР, гарантирующим всем гражданам получение трудовой пенсии. Основой (базой) для начисления страховых выплат считается весь совокупный доход, подлежащий налогообложению. В общем случае взносы на пенсионное страхование исчисляются по ставке 22% от дохода, если общая сумма не превышает 670 тыс. р. Крайней точкой базы налогообложения считается 711 тыс. р. — доходы, превышающие эту сумму, страховыми взносами не облагаются. Налогом облагаются все суммы, полученные работником в результате трудовой деятельности: з/плата, премия, различные финансовые поощрения. Не облагаются налогом выплаты, являющиеся социальными компенсациями и гарантиями: дотации, пособия, компенсации, суммы, полученные по наследству, добровольные пожертвования, волонтерские сборы, выплаты гражданам иностранных государств и лицам, не имеющим гражданства.

Застрахованные добровольно


Кроме государственной системы ОПС, существует также социальное пенсионное страхование на добровольной основе, проводимое негосударственными пенсионными фондами. Обращаясь туда, гражданин принимает решение о необходимости дополнительного финансирования личной пенсии в будущем. Осуществлять такой вид страхования могут частные пенсионные фонды или негосударственные страховые компании. Чем же отличается страховое пенсионное страхование:

  • имеется возможность выбора разнообразных страховых программ;
  • можно самостоятельно выбрать ежемесячный или ежеквартальный характер выплат;
  • клиент самостоятельно определяет размер денежных средств, которые будут выплачены по окончании действия договора;
  • можно самостоятельно регулировать размер и порядок выплат.

Такой вид пенсионного страхования не является обязательным, договор заключается исключительно на добровольной основе. Он абсолютно не отменяет государственного пенсионного страхования, а является дополнением к нему.

Формирование накопительной пенсии

Сегодня пенсионное страхование предлагает гражданам разделение пенсии на две части: обязательную, за которую отвечает государство, и накопительную, передаваемую в управление негосударственным фондам. Переживать тут не стоит, деятельность НПФ тщательно контролируется государством. Такие фонды не только берут на себя обязательство сохранить пенсионные отчисления гражданина, но и обязуются их приумножить за счет инвестирования в различных сферах посредством управляющих компаний. Таким образом, по достижении пенсионного возраста гражданин вправе рассчитывать на солидные дивиденды.

Как управлять пенсией самостоятельно

Для того чтобы воспользоваться накопительной частью пенсии, нужно лично обратиться в негосударственный фонд пенсионного страхования или страховую компанию и заключить соответствующий договор (иметь при себе страховое свидетельство и паспорт). Также необходимо обратиться в территориальное отделение ПФ и написать заявление о переходе в НПФ.


Если выбранный фонд пенсионного страхования чем-то вас не устроил, вы имеете право перейти на обслуживание в другую компанию. Для этого нужно написать стандартное заявление и заключить договор с другим страховщиком. Сделать это можно ежегодно с 01.09 по 31.12, однако если до пенсионного возраста вам осталось 5 и менее лет, то вы утрачиваете такое право. Интересна накопительная часть пенсии еще и тем, что право на нее в случае смерти самого застрахованного лица переходит к правопреемникам, заявление об этом можно подать в НПФ в любое время.

Пенсионное страхование является основой пенсионной системы в развитых странах.

Различают обязательное пенсионное страхование и добровольное пенсионное страхование.

Обязательное пенсионное страхование

Обязательным называют пенсионное страхование, действующее в силу закона , охватывая все категории населения.

C принятием Федерального Закона «Об обязательном пенсионном страховании» в 2002 году в России началась пенсионная реформа . В соответствии с этим Законом все граждане Российской Федерации становятся застрахованными лицами. Пенсионный фонд Российской Федерации открывает каждому гражданину индивидуальный лицевой счёт , на который ежемесячно зачисляются страховые взносы , которые за работника перечисляет работодатель при начислении ему заработной платы. Эти взносы и формируют будущую трудовую пенсию.

Накапливаемые на лицевом счёте страховые взносы инвестируются на финансовом рынке , формируя дополнительно накопительную часть

Управление накопительной частью пенсии осуществляет Государственная управляющая компания (ГУК «Внешэкономбанк »). Средства туда перечисляются непосредственно из Пенсионного Фонда России по умолчанию, то есть, в случае, если гражданин не определил иной вариант инвестирования. Граждане, не давшие указаний Пенсионному Фонду об ином способе инвестирования их накопительной части пенсии, получили условное название «молчуны».

Граждане имеют право по-иному распорядиться своей накопительной частью пенсии, передав право на управление накопленными средствами негосударственной управляющей компании или негосударственному пенсионному фонду.

По достижении пенсионного возраста накопленные взносы с учётом инвестиционного дохода являются источником, из которого будут выплачиваться пожизненная пенсия.

Добровольное пенсионное обеспечение (ДПО)

Добровольное пенсионное обеспечение (страхование) – система накоплений с помощью различных финансовых организаций будущей пенсии, основанная на тех же принципах, что и обязательное пенсионное страхование. Отличие состоит, во-первых, в том, что добровольное пенсионное страхование является дополнительным по отношению к обязательному. Во-вторых, размер взносов определяет не государство , а сам застрахованный , т.е. гражданин.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Пенсионное страхование" в других словарях:

    См. Страхование пенсионное Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

ОПС - комплекс мер, организованных государством в правовой и экономической сферах, направленных на возмещение гражданам части заработка после их выхода на заслуженный отдых .

Другими словами, в России пенсионное обеспечение гарантировано. Каждому из нас предстоит формировать свои пенсионные права и свою будущую выплату в этой системе. Выплата денежных средств от государства осуществляется после наступления страхового случая , а именно:

Граждане - участники системы ОПС являются застрахованными лицами . К ним относятся также работодатели, уплачивающие страховые взносы за своих сотрудников. Главной фигурой выступает сам ПФР, контролирующий и управляющий пенсионными денежными средствами.

Основы ОПС регулируются законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» № 167-ФЗ от 15.12.2001 г. В данном документе отражены права и обязанности всех участников системы, определены принципы формирования бюджета ПФР и расходования его денежных средств, утверждены правила уплаты страховых платежей.

Индивидуальный (персонифицированный) учет

Основой формирования будущей пенсии в системе ОПС являются страховые взносы, уплачиваемые работодателем за работника на протяжении его трудовой деятельности. Этот страховой принцип действует в нашей стране с 2002 года.

Стать участником системы ОПС просто: для этого необходимо зарегистрироваться в системе персонифицированного учета.

Система такого учета появилась в России в 1997 году. С ее созданием изменилось качество управления средствами ПФР и была упрощена процедура назначения выплат.

Принципы организации индивидуального учета отражены в законе «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» № 27-ФЗ от 01.04.1996 г. Он позволяет :

  • регистрировать основные данные застрахованного лица;
  • отмечать поступления страховых платежей от работодателей;
  • фиксировать данные о месте работы и периоде трудовой деятельности (включая сведения о занятости по совместительству);
  • определять количество накопленных баллов для расчета будущей пенсии;
  • самостоятельно контролировать состояние своего лицевого счета.

Специалисты ПФР осуществляют регистрацию всех российских граждан, даже детей и подростков, а также иностранных граждан и лиц без гражданства. Результатом регистрирования является открытие для гражданина индивидуального лицевого счета и присвоение ему уникального номера - СНИЛС.

Страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС)

Уплата страховых взносов в Пенсионный фонд

Для страхователей законодательно определен порядок уплаты страховых платежей в ПФР - каждый месяц не позднее 15 числа , следующего за отчетным. Данный срок может быть перенесен только в случае, если это число выпадает на выходной или праздничный день. Тогда последним днем уплаты взносов будет считаться ближайший к нему рабочий день.

При начислении взносов на ОПС определена предельная величина заработной платы, с которой происходит оплата. Если доход превышает данную величину, то предусмотрены еще 10% тарифа. При исчислении же платежей по дополнительному тарифу при наличии льготных рабочих мест ограничение базы не действует.

Кроме того, ежеквартально работодатель предоставляет единую форму отчетности :

  • не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным периодом, для подачи в бумажном виде;
  • не позднее 20 числа второго месяца - для подачи в электронном виде (в организациях с численностью сотрудников более 25 человек используется электронно-цифровая подпись).

С 1 апреля 2016 года введена дополнительная ежемесячная форма отчетности для выявления факта работы застрахованных лиц и проведения своевременного перерасчета их пенсии.

Неуплата страховых взносов в полном объеме или некоторой их части является нарушением прямой обязанности страхователя и влечет за собой наложение штрафа .

Тариф страховых взносов в 2017 году

Тариф платежей в ПФР на обязательное страхование в 2017 году составляет 22% . Предельная заработная плата для исчисления взносов на настоящий момент равна 876000 рублей .

По-прежнему дополнительный тариф для страхователей, имеющих льготные рабочие места, составляет в 2017 году:

  • по Списку №1 - 9%;
  • по Списку №2 и «малым спискам» - 6%.

Если же страхователь провел аттестацию рабочих мест, то по ее результатам устанавливается определенный класс условий труда и размер дополнительных тарифов страховых взносов.

За себя страхователи продолжат перечислять 26% от годовой суммы МРОТ . Размер МРОТ в 2017 году составляет 7 500 рублей. Следовательно, для самозанятых граждан, не осуществляющих выплаты физическим лицам, фиксированный платеж составляет 23 400 рублей плюс 1% от суммы свыше 300 тыс. рублей, но не более 187 200 рублей.

С начала 2016 года изменились коды бюджетной классификации для уплаты страховых платежей индивидуальными предпринимателями, а по пеням и процентам - для всех категорий плательщиков.

Бюджет Пенсионного фонда РФ: за счет чего формируется и на что расходуется

ПФР является самостоятельным внебюджетным фондом , его денежные средства не включены в состав федерального бюджета и расходуются только на выполнение пенсионных обязательств.

При составлении бюджета на финансовый год главным является принцип сбалансированности доходов и расходов. Данный документ утверждается Президентом РФ по представлению Правительства.

Формирование бюджета ПФР осуществляется за счет:

  • страховых платежей, пеней и штрафов;
  • межбюджетной финансовой помощи из федерального бюджета;
  • прибыли от вложения временно свободных денежных средств;
  • добровольных взносов от физических и юридических лиц;
  • средств пенсионных накоплений тех лиц, которым назначена срочная выплата.

Средства ПФР имеют целевое назначение . В случае необходимости осуществления расходов, не предусмотренных бюджетом на определенный финансовый год, вносятся поправки в соответствующий бюджет согласно закону. Основными целями расходования средств бюджета ПФР являются:

  • выплата страховой и накопительной пенсии;
  • доставка пенсионных сумм;
  • финансовое обеспечение текущей деятельности ПФР;
  • уплата взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений.

Расходы ПФР могут и превышать имеющиеся средства, что наблюдается в последние годы. Происходит это в том числе по причине неуплаты начисленных страховых взносов работодателями. Для компенсации таких расходов производятся дотации из бюджета РФ для покрытия дефицита.